Последней преградой на пути, ведущем на ТОТ СВЕТ, служили «врата загробного царства», охраняемые мифическими существами или святыми. У русских при похоронах принято было вкладывать в руку покойнику монету или «письмо к святому Николаю», которого называли стражем райских врат
, чтобы тот беспрепятственно пропустил душу новопреставленного. Привратником же ворот ада считался старший бес или св. Касьян.
Независимо от того, вел ли этот многотрудный путь на ТОТ СВЕТ вверх к небу, или вниз под землю, или в глубоководное морское царство, — иной мир обычно предстает неким подобием земной жизни: там так же светит солнце, поют птицы, цветут деревья, есть поля и луга, стоят дома, где обитают души умерших. Они живут там такими же семьями, поджидая души новых умерших родственников, занимаются привычным трудом и т.п. Вместе с тем, необычность этой страны отмечена тем, что это край изобилия, несметных богатств, где стоят золотые и серебряные дворцы, растут золотые плоды, текут молочные реки и т.п.
В других фольклорных жанрах (причитаниях, заговорах, колядках) ТОТ СВЕТ прямо противопоставлен земному миру. Этот далекий «нездешний» мир изображается как вечно темный, застывший, недвижимый, холодный, беззвучный, невидимый, мокрый, грязный, безрадостный и обездоленный. В похоронных плачах ТОТ СВЕТ лежит за темными лесами за дремучими
, где буйны ветры не провевают
, птиченьки не прилетают
, нет проезду туда на ступистых лошадушках, нет проходу во темных лесах дремучих
. Отрицание всех основных параметров, характеризующих жизненное пространство человека,— ведущий художественный прием описания загробного мира. В заговорных текстах ТОТ СВЕТ сопоставляется с местом, где петух не поет, овцы не блеют, собаки не лают, птицы не поют, солнце не светит, ветер не веет, дожди не идут и т.п. «Обратность» ТОГО СВЕТА по сравнению с этим светом может быть отмечена и в поверьях, по которым умершие питаются якобы анти-пищей (падалью, навозом), а богатые дары, присланные из иного мира, оборачиваются на земле гнилушками и золой.
Добавить комментарий