Тот свет — загробный мир, место пребывания душ умерших людей, а также персонажей божественных и демонических сил. В системе славянских верований ТОТ СВЕТ — одно из центральных понятий, связанных с представлениями о потустороннем существовании души после смерти и о тесном взаимодействии земного и загробного миров.

В народных поверьях и фольклорных текстах ТОТ СВЕТ описывается противоречиво: как отдаленное пространство, расположенное высоко в горах или за горами, непроходимыми лесами, морями, на краю света, на острове посреди океана, за горизонтом (обычно на западе или севере); либо высоко в небесах, либо глубоко под землей. Однако и в ближайшем пространстве, окружающем человека, есть места, соотносимые — по народным представлениям — с зоной смерти и входом в иной мир. Это прежде всего кладбище и места, которым приписывалась связь с духами: источники, колодцы, болота, овраги, местность за границей освоенных человеком земельных угодий, а в доме — печь, чердак, подпол, углы и т.п.
Путь на ТОТ СВЕТ представляется долгим, трудным и опасным. Странствие героя в загробный мир — один из самых популярных мотивов в разных фольклорных жанрах. В похоронных причитаниях душа умершего обычно изображается птицей, улетающей к небу, за горушки за высокие
, за облачка за ходячие
, к красну солнышку, к светлу месяцу
, за часты звезды подвосточные
. Комплекс небесных символов — солнца, луны, звезд — устойчиво воспроизводился на средневековых надгробиях в Боснии и Герцеговине. Млечный путь во многих славянских традициях осмыслялся как «птичья дорога» или как «дорога души». Согласно древнерусским представлениям. Млечный Путь — это дорожка умерших, идущих на вечное житье
или путь, по которому праведники шествуют в рай
.
Сказочным героям в их странствиях на ТОТ СВЕТ приходится преодолевать множество трудностей: продираться сквозь мрачный непроходимый лес; переправляться через водный рубеж; карабкаться вверх по горам (лезть по дереву, лестнице, веревке); спускаться вниз или падать в темную яму, глубокое подземелье, колодец; переходить по мосту, жердочке, по тонкому волосу над пропастью и т.п. Достичь ТОГО СВЕТА человеку удавалось чаще всего лишь с помощью животных (птицы, волка, оленя) или нечистой силы. В поверьях «проводниками» душ служили ранее умершие родственники, ангелы, святой Николай, архангел Михаил и др. персонажи христианского культа. Главным рубежом, отделяющим «этот» свет от «того», считалась река («Забыть-река»), переправившись через которую умерший забывал свою прошлую жизнь и окончательно приобщался к миру духов.
Последней преградой на пути, ведущем на ТОТ СВЕТ, служили «врата загробного царства», охраняемые мифическими существами или святыми. У русских при похоронах принято было вкладывать в руку покойнику монету или «письмо к святому Николаю», которого называли стражем райских врат
, чтобы тот беспрепятственно пропустил душу новопреставленного. Привратником же ворот ада считался старший бес или св. Касьян.
Независимо от того, вел ли этот многотрудный путь на ТОТ СВЕТ вверх к небу, или вниз под землю, или в глубоководное морское царство, — иной мир обычно предстает неким подобием земной жизни: там так же светит солнце, поют птицы, цветут деревья, есть поля и луга, стоят дома, где обитают души умерших. Они живут там такими же семьями, поджидая души новых умерших родственников, занимаются привычным трудом и т.п. Вместе с тем, необычность этой страны отмечена тем, что это край изобилия, несметных богатств, где стоят золотые и серебряные дворцы, растут золотые плоды, текут молочные реки и т.п.
В других фольклорных жанрах (причитаниях, заговорах, колядках) ТОТ СВЕТ прямо противопоставлен земному миру. Этот далекий «нездешний» мир изображается как вечно темный, застывший, недвижимый, холодный, беззвучный, невидимый, мокрый, грязный, безрадостный и обездоленный. В похоронных плачах ТОТ СВЕТ лежит за темными лесами за дремучими
, где буйны ветры не провевают
, птиченьки не прилетают
, нет проезду туда на ступистых лошадушках, нет проходу во темных лесах дремучих
. Отрицание всех основных параметров, характеризующих жизненное пространство человека,— ведущий художественный прием описания загробного мира. В заговорных текстах ТОТ СВЕТ сопоставляется с местом, где петух не поет, овцы не блеют, собаки не лают, птицы не поют, солнце не светит, ветер не веет, дожди не идут и т.п. «Обратность» ТОГО СВЕТА по сравнению с этим светом может быть отмечена и в поверьях, по которым умершие питаются якобы анти-пищей (падалью, навозом), а богатые дары, присланные из иного мира, оборачиваются на земле гнилушками и золой.
Представления о разграничении ТОГО СВЕТА на рай и ад возникли, по-видимому, под влиянием христианства. Наиболее архаические верования изображают рай и ад территориально не расчлененными. В апокрифических преданиях загробный мир расположен на земле за водным пространством, где соседствуют праведные и грешные души. Судя по мотивам духовных стихов и народным рассказам о посещениях души спящего человека ТОГО СВЕТА, страна грешников отделена от страны праведников лишь пропастью, огненной рекой, глухой стеной, оградой и т. п. Сказочные герои, достигшие ТОГО СВЕТА, тоже встречаются в одном мире как с Богом и святыми, так и с грешниками, терпящими наказание за грехи.
ТОТ СВЕТ как единое пространство, включающее рай и ад, по народным представлениям, является не только местом пребывания душ усопших и духов нечистой силы, но, кроме того, это — мифическая страна, куда на зиму переселяются птицы, змеи, насекомые. По верованиям славян, этот мир, называемый «ирей», «вырей», находится далеко за морем. Считалось, что птицы перелетают туда по Млечному Пути, а змеи уползают осенью в ирей вверх по деревьям. Одновременно с этим известны предания о том, что птицы зимуют, погружаясь в глубины рек, озер и колодцев, а змеи прячутся под землей. Весеннее «размыкание земли» и открывание небесными ключами врат загробного мира освобождает птиц и змей, которые вновь появляются на земле. Вместе с ними белый свет посещают души умерших и нечистая сила. В белорусских причитаниях вырей рисуется как место зимовки птиц и как ТОТ СВЕТ, где пребывают умершие: Усе птушачки из вырея летят, а ты, мой татачка, у вырей летиш
, Усе птушачки у вырей палятели, и ты услед за ими
.
Афанасьев А.Н. Заметки о загробной жизни по славянским преданиям // Архив историко- юридических сведений, относящихся до России. М., 1861. Кн. 3;
Генерозов Я. Русские народные представления о загробной жизни. Саратов, 1883;
Соболев А.Н. Загробный мир по древнерусским представлениям. Сергиев Посад, 1913;
Елеонская Е.Н. Представление «того света» в русской народной сказке // Этнографическое обозрение. М., 1913 № 3—4:
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.


Добавить комментарий