Свадьба

В постные дни мясо заменялось судаком или иной "белой или красной" рыбой, появлялась уха, кисель. Из хмельных напитков предпочтение отдавали меду или медовухе.

Молодые

Молодые за столом сидят скромно и чинно, много не пьют. Спустя примерно час после начала пиршества их ведут в спальню, дай как ранее называли - в подклеть. Сопровождают молодых самые почетные гости и непременно дружко жениха или особый "вежливец", то есть "специалист" по свадебной магии и обрядам. У русских комната для молодых специально готовилась и убиралась. Например, по всем стенам расставляли иконы и втыкали по стреле. В углы клали по шкурке соболя, куницы и по калачу. На лавки расставляли горшки с медом. На ложе молодых клали 21 сноп соломы. (Нечетное число считалось счастливым, ведь 21 - это три раза по семь.) Порой ради шутки в солому прятали скалку.

На постель вначале валились сват и сваха - проверяли, мягко ли ложе. Со смехом требовали выкупа от молодых, чтобы уступить им место на свадебной кровати.

В опочивальню несли еду и непременно рыбный пирог или курицу. Здесь молодая еще раз угощала гостей. В знак единения молодой муж и жена обязательно вместе съедали кусок рыбного пирога или курицы. Если гости просили, молодая жена начинала раздевать мужа - в знак своей покорности. Она снимала с него сначала правый сапог, где в голенище был припрятан медный пятак. Это символический подарок мужа жене - знак расположения к ней и обещание обеспечить супруге безбедную жизнь. Снять сначала сапог с левой ноги было опасно - муж имел право выхватить из-за голенища плеть и ударить жену. Плеть - непременный древний "атрибут" мужа. Ее преподносил в подарок жениху его будущий тесть - отец невесты. Верхнюю одежду муж снимал сам.

Тут уже все гости уходили. Оставались самые близкие, маг-вежливец и свахи.
Невесте помогали раздеться до рубашки. Она укладывала сначала мужа в кровать и только потом ложилась рядом. Свахи радостно приговаривали и плясали вокруг ложа. Посыпали молодых хмелем и зерном. Вежливец в последний раз обходил молодых, шепча ритуальные заклинания, которые заканчивал словами "Слово мое крепко. Дай Бог совесть и любовь, да великое счастье". Потом молодых оставляли одних до утра. В горнице же по-прежнему шло веселье и пир.

Самый ответственный момент второго дня свадьбы - "вскрытие молодых". Традиция требовала от невесты сохранения невинности. Поутру свахи и гости непременно требовали показать простыню. В других местах свахи обращали внимание на особый знак, который подавала молодая мужу. Одарит его черствым хлебом - значит она уже не невинна, если мягким - и проверять свахам нечего. Бывало, если узнавали, что невеста потеряла невинность до свадьбы, дружко преподносил ее матери вино в худом сосуде, затыкая дырку пальцем. Как только та брала кубок, вино проливалось. Порой и перед отцом невесты ставили худой горшок. Это был позор! Родители невесты, а особенно ее мать, были в ответе за ее девственность.

Иногда родителей девушки на первый день свадьбы не приглашали. За ними посылали "поезд" только на второй день. Если в гриву лошади была вплетена красная лента, а на хомуте косынка - значит все в порядке. "Синяя" лента и отсутствие косынки ничего хорошего для родителей невесты не предвещали. "Вскрытие молодых" совершалось не ради любопытства родственников. Свадебная традиция хранила стародавние обряды предков, для которых первая брачная ночь молодых была символом небесной чистоты природы и готовности ее к плодородию. Земная девушка должна быть чиста, как невеста Солнце или вечно юная богиня любви Лада. Вероятно, в некие древние времена от ее чистоты зависел урожай, который соберут в этот год, и вообще семейное счастье и плодородие. Поэтому народная традиция была так строга.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.