Страстной четверг

В традиционном календаре восточных славян СТРАСТНОЙ ЧЕТВЕРГ получил название «Чистый». В этот день совершались разнообразные очистительные и очистительно - апотропеические ритуалы, направленные как на человека, так и на его ближайшее «окружение»: дом, двор, хозяйство, утварь, одежду и т.п. Люди мылись в бане, иногда обливались водой у проруби или даже купались в ней, а также приносили домой для умывания свежую воду из источников — для того, чтобы избавиться от болезней (главным образом — кожных) и обеспечить себя здоровьем на весь год; сбрасывали в проточную воду старую одежду («чтобы зло уплыло вместе с ней»), приносили из леса можжевельник, жгли его прямо в доме и перешагивали через этот целительный огонь, переводили через него скот, переносили детей и даже домашние вещи, чтобы уберечь себя от болезней и воздействия нечистых духов; окружали дом магическим кругом («объезжали» его верхом на кочерге или помеле, обливали водой углы дома, очерчивали его мелом, обкашивали косой и др.), оберегая дом и домочадцев от всякого зла, а также от «гадов» (ужей, лягушек, домашних насекомых и т.п.).

К Чистому четвергу приурочивались основные очистительные обряды, отмечающие пограничный характер этого праздника, в частности побелка дома, а также, к примеру, ритуальное очищение дежи: вымытую и украшенную дежу выносили во двор, чтобы она «побачила солнце» или «посвятилась», т.е. приобщали ее таким образом к космическому циклу и силе весеннего солнца.

Повсеместно известным обычаем было приготовление четверговой соли: завернутую в тряпочку соль освящали в церкви, перепекали в печи или просто выносили «на зорю», под звезды, полагая, что тем самым соль, некогда, оскверненная Иудой во время Тайной вечери, «очистится» и приобретет целительные свойства.

Важное значение придавалось и четверговой свече: горящую свечу приносили после вечерней службы домой и дымом чертили на воротах, окнах и потолке кресты, чтобы уберечь дом от летних гроз, нечистой силы и всякого зла.

Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982;

Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979; Круглый год / Сост. А. Ф. Некрылова. М., 1989


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.