Страстной четверг

Страстной четверг
Страстной четверг

Страстной четверг — четверг на Страстной неделе перед Пасхой, отмечающий в народном календаре один из этапов перелома, смены сезонов и даже границу календарного года (ср. средневековое празднование Нового года, приходившееся на раннюю весну).

СТРАСТНОЙ ЧЕТВЕРГ связан с культом предков, подтверждением чему могут служить обычаи топить в этот день баню для мертвых и готовить для них трапезу. В средневековье, по-видимому, поминальные обычаи СТРАСТНОГО ЧЕТВЕРГА были более разнообразными, ср. сообщение Стоглава А Великий четверг по рану солому палют и кличють мертвых, а также свидетельство 16 в. о совершении в этот день обряда «греть покойников». Аналогичное значение придавалось СТРАСТНОМУ ЧЕТВЕРГУ и в других славянских традициях, в особенности у южных славян.

Этот день считался подходящим и для общения с нечистой силой. Чтобы увидеть домового, брали свечу, принесенную с вечерней службы, и поднимались на чердак; если видели мохнатого домового, то это предвещало богатство, а голого, без шерсти,— нищенство. В этот же день пытались заручиться расположением домового, чтобы он оберегал скот и не мучил его: под угол дома клали для домового еду и говорили: чужой домовой, ступай домой, а свой домовой, за скотиной ходи, скотину паси. Придя ночью в лес, сев на березу или осину и сняв с себя нательный крест, звали лешего, который должен был при этом зове незамедлительно явиться: его расспрашивали о будущем и тому подобное. В других местах отправлялись в лес до восхода солнца и говорили: Царь лесной, царица лесная, дай мне на доброе здоровье, на плод, на род!, после чего собирали муравьев, приносили их в хлев, полагая, что от этого скот будет плодовит.

Связь СТРАСТНОГО ЧЕТВЕРГА со сферой потустороннего и чужого усматривается и в русском обычае в этот день кормить мороз киселем. Овсяный кисель в миске ставили на ночь на окно или выносили во двор, говоря при этом: Мороз, мороз, не морозь наш овес, киселя поешь и нас потешь; после этого надеялись, что «мороз» не тронет весенние всходы. Подобным же образом в СТРАСТНОЙ ЧЕТВЕРГ «кликали зверей»: дети носили в овин кисель и звали зверей: Волки, медведи, лисицы, куницы, зайцы, горностайцы, идите к нам кисель есть!, полагая, что насытившиеся звери не тронут летом ни скот, ни сады. В Сибири хозяин с той же целью раскладывал в СТРАСТНОЙ ЧЕТВЕРГ мясо на перекрестках и говорил: Черные лютые звери, серые волки, принес я вам питание - еду, не надейтесь больше на меня. Ср. Приглашение.

Известен обычай выпрядать в СТРАСТНОЙ ЧЕТВЕРГ особую нить. Создавали ее необычным способом, руководствуясь не привычными правилами, а действиями, в повседневной практике запрещенными. Хозяйка пряла эту нить на пороге до восхода солнца, раздевшись донага и крутя веретено или суча нить в обратную сторону, т.е. не так, как обычно. Эта нить широко использовалась потом в народной медицине, в качестве апотропеического средства и тому подобное.

На СТРАСТНОЙ ЧЕТВЕРГ приходились многочисленные обычаи и обряды, относящиеся к так называемой «магии первого дня». Немало таких действий было связано с домашними животными. Так, хозяева выкликали поочередно весь скот в открытую печную трубу (чтобы летом скот не разбредался и приходил домой), хозяйка пела в курятнике петухом, чтобы куры лучше неслись: женщины на огороде надевали перевернутые горшки на колья в заборе, чтобы летом коршуны не таскали цыплят, хозяева метили скот, чтобы его не трогали ни змеи, ни звери, сгоняли кур с насеста помелом, чтобы они лучше неслись, и т. п.

Считалось, что все, совершенное в СТРАСТНОЙ ЧЕТВЕРГ, должно обернуться удачей и прибылью. Так, соседки стучали друг другу в окна и спрашивали: «Дома ли овечушки», на что хозяйка отвечала: «Дома, дома»; такой диалог продолжался до тех пор, пока соседка не перебирала по очереди весь скот, все огородные и зерновые культуры, а также множество предметов домашней утвари в надежде на их приумножение в течение года. В СТРАСТНОЙ ЧЕТВЕРГ также перетряхивали деньги или умывались «с серебра», будучи уверены, что деньги не будут переводиться в карманах весь год.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.