Соль

Соль — вид пищи, используемый самостоятельно и в сочетании с хлебом (см. Хлеб, Хлеб-соль) в качестве оберега. Наиболее активно СОЛЬ используется в свадебных и родильно - крестинных обрядах, а также в народной медицине.

Соль
Соль

С СОЛЬЮ, которая растворилась в пище, связана ее невидимая, но чрезвычайно значимая для вкусовых ощущений часть, как бы смысл, суть пищи — ее «СОЛЬ» в переносном значении. Приписывание СОЛИ функций оберега основано на ее материальных свойствах: СОЛЬ добыта человеком и принадлежит миру культуры, способствует консервации продуктов и может быть брошена в лицо вредителю (широко известны формулы-обереги типа: СОЛЬ тебе в очи, головня тебе в зубы, горшок промеж щек).

В Вологодской губернии женщину после родов водили в баню; при этом баба-повитуха терла ей лоб СОЛЬЮ и приговаривала: Как эта СОЛЬ не боится ни глазу, ни вару, ни опризорищей, ни оговорищей, так ты, (имя) не боялась ни опризорищей, ни оговорищей,— и бросала СОЛЬ наотмашь. В Белоруссии клали в уши новорожденного СОЛЬ при крещении, чтобы охранить его от нечистой силы.

По украинскому поверью, злой дух боится СОЛИ. Во Владимирской губернии думали, что СОЛИ опасается леший и никогда не подойдет к огню, если в него бросили СОЛЬ. Кашей без СОЛИ угощали и домового в Харьковской губернии.

Пресную пищу готовили подчас в дни похорон и поминальных обрядов. В Черниговской губернии не солили корж, который пекли на поминках; на Гродненщине ели на деды лепешки без СОЛИ. В Белоруссии на деды варили горох без СОЛИ; в начале ужина хозяин выливал на стол первую ложку, предназначенную для умерших, потом все съедали по ложке и только тогда блюдо солили и ели уже все вместе. Кое-где на Украине недосаливали хлеб, который собирались отдать на помин души, чтобы ей на «том свете» не было «солоно».

В Страстной четверг заготавливали т.н. четверговую СОЛЬ. В одних местах ее пережигали в печи, в других — освящали в церкви, оставляли на ночь на столе или выносили на улицу под звезды. Четверговую СОЛЬ хранили в течение всего года и использовали от «сглаза» и при лечении самых разных болезней, в том числе детских и домашнего скота.

В обрядах, связанных с рождением ребенка, и на свадьбе СОЛЬ, как правило, охраняла хлеб и дом в целом от воздействия враждебных сил, а при угощении хлебом-солью, символизирующем установление дружеских отношений между людьми, придавала этим отношениям оттенок сердечной близости. По сообщению С. Герберштейна, русский государь во время обеда посылал гостям со своего стола хлеб и СОЛЬ: Таким хлебом государь выражает свою милость кому-нибудь, а солью — любовь. И он не может оказать кому-либо большей чести на своем пире, как посылая ему СОЛЬ со своего стола.

В приворотном заговоре привязанность человека к хлебу-соли выступает как образ любовного чувства: Как (имя) хлеб-соль любит, так же бы она любила меня, (имя) отныне и до века. Наконец, СОЛЬ, как и другие виды пищи, широко применяется в любовной магии, причем по признаку «солености» сближается с человеческий потом. Например, в Новгородской губернии невеста, придя в баню, раздевалась и ложилась на полок, чтобы хорошенько вспотеть; крестная мать вытирала ее узелком с СОЛЬЮ, так, чтобы СОЛЬ намокла от пота; выжимала потную влагу из СОЛИ на принесенный в баню пирог, которым кормят молодого после венчания. чтобы он любил свою жену, а СОЛЬ сама невеста клала в горшок со щами, которыми на свадебном обеде угощают родных жениха, чтобы ее полюбила вся родня жениха. Гадая о будущем муже, девушка ела перед сном пересоленный корж, чтобы во сне к ней явился суженый и попросил напиться; С. таким образом связывалась с темой любовной жажды. С другой стороны, соленое, как и горькое, противопоставлялось сладкому, ср. сохранившийся доныне свадебный обычай кричать «Горько!», чтобы молодые «подсластили» спиртное поцелуями.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *