Собака

Собака-волкодав
Собака-волкодав

Собакаживотное, наделяемое в народных представлениях двойственной символикой и различными демоническими функциями и часто выступающее в паре с кошкой.

Собака и кошка как домашние животные метафорически соотносятся с парой диких зверей — волком и медведем. Собака выступает символическим соответствием волку. Волка считают собакой лешего, св. Георгия или св. Саввы. Соотнесенность Собаки и волка проявляется в сербской легенде о сотворении Собаки Богом, а волка — дьяволом. Наряду с известными быличками о заклятии колдуном человека на определенный срок в волка существуют аналогичные рассказы и о заклятии человека в Собаку. Сходство обнаруживается и в оберегах от волка и от Собаки при встрече с ними.

Пара Собака и кошка фигурирует во многих словесных формулах, в поверьях, легендах и т.п. Например, для отвращения от себя сглаза и порчи произносят заклинание: «На пса уроки — на кота помысл» (у русских), «На пса сглаз, на кота чахотка» (у поляков). Собака и кошка сопоставляются по принципу мужской — женский, например в русской поговорке: Кошка да баба в избе, мужик да собака на дворе. В белорусской корильной песне с бесхвостым псом сравнивают холостого мужчину, а по русскому поверью, тот, кто любит кошку, будет жену любить. Русские говорят: Собака обжора, а кошка сластена»; «Собаку можно целовать в морду, а не в шерсть, кошку — наоборот.

Собака и кошка часто объединяются или, наоборот, противопоставляются друг другу в представлениях о чистоте или нечистоте этих животных. Русские, например, считают: Собака не то, что кот, животное нечистое. При этом распространен взгляд на Собаку как на друга человека. У болгар Собака благословенное животное, а кошка — проклятое: Собака плачет, а кошка радуется смерти хозяина; Собака заливает водой огонь, который кошка в аду раздувает под его котлом.

Символическая амбивалентность Собаки и кошки и двойственность отношения к ним проявляется в наделении их как божественными, так и дьявольскими чертами. Характерна в этом отношении роль Собаки в русских легендах: по одной, она создана Богом из грязи, которой дьявол обмазал сотворенного Богом человека, чтобы охранять человека от дьявола; по другой — была стражем на границе ада и рая. Происхождение как Собаки, так и кошки связывается с божественной рукавицей. В болгарской легенде Собакой стала рукавица, брошенная Богом. По мнению украинцев, Собаке и кошке нельзя есть освященного в церкви, иначе они сдохнут, ослепнут или уйдут из дома и одичают. Однако у поляков на Пасху им дают освященного хлеба. Распространены поверья об обращении ведьмы в Собаку и кошку, о появлении черта и вампира в собачьем и кошачьем обликах. У некоторых восточных славян в образе Собаки или кошки, особенно черных, персонифицировалась Коровья Смерть или холера. Кроме того, облик Собаки может принимать водяной, полевой, банник и др. При этом Собака — обычная или отмеченная особыми признаками (первородная, родившаяся в субботу, черная, «четырехглазая», т.е. с пятнами над глазами) — обладает способностью видеть нечистую силу и отпугивать ее.

Собака и кошка имеют отношение к грому. Русские верят, что черные Собака и кошка оберегают дом от молнии, но и считают опасным присутствие их в доме во времягрозы. Поляки и македонцы выгоняют Собаку и кошку из дома во время грозы, полагая, что они притягивают молнию и что они тем опаснее, чем длиннее у них хвосты. Подобные воззрения обусловлены способностью черта обращаться в этих животных.

Собаку и кошку роднят и черты домашнего покровителя, сближающие их с лаской. Украинцы отождествляют с лаской последнего, тринадцатого щенка в помете, который после того, как женщина целый год держала его у себя за пазухой, становится злым и способным защищать от ведьмы. По польскому поверью, черные Собака, кошка и петух, живущие мирно друг с другом, оберегают дом от нечистой силы, по русскому — от грозы и вора. Украинцы верят, что счастье в дом приносит приблудная Собака. У восточных славян нередки рассказы об обращении домового в Собаку. В таком виде его можно увидеть в углу двора на Пасху. Выбор масти скота, определяемый чаще всего домовым или окраской ласки, диктуется иногда и цветом шерсти Собаки или кошки: какой масти Собаку или кота встретит хозяин во время обхода своей усадьбы в Чистый четверг, такой масти следует держать скот (у украинцев). Под основание дома закапывают живых Собаку и кошку той масти, какой желают иметь скотину (у русских). Домовой в виде большой Собаки, увиденный на чердаке после пасхальной заутрени, сам говорит, какой масти скотину нужно держать (у украинцев).


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.