Слёзы, плач — в народной традиции не только естественное выражение горя, печали, боли, обиды, но и форма ритуального поведения. Обязательным считалось оплакивание умершего: неоплаканный покойник мог, по поверьям, превратиться в вампира.

Плач может быть способом общения с обитателями загробного мира. В погребальных плачах принято обращаться к умершим с просьбой принять к себе нового члена, позаботиться о нем, а также обращаться к только что умершему с просьбой передать на тот свет сообщения и приветы ранее умершим родственникам. На Псковщине известен обряд «плача с кукушкой»: женщины, потерявшие своих близких, дожидались летом прилета кукушки — посланницы с того света, уходили в поле или в лес и выплакивали ей свое горе и скорбь, передавали свои чувства и послания на тот свет.
Плач невесты — необходимый элемент свадебного обряда у восточных славян (особенно у русских). Со слезами невеста прощалась с родителями, родным домом, со своими подругами, с девичьей волей.
Среди календарных обрядов ритуальный плач встречается редко. Известен, однако, старинный русский троицкий обычай «плакать на цветы», который упомянут Пушкиным в «Евгении Онегине», где сказано о патриархальной семье Лариных: В день Троицын, когда народ, зевая, слушает молебен, умильно на пучок зари они роняли слезки три
; ср. также у Есенина: Я пойду к обедне плакать на цветы
. В с. Новопанском Рязанской обл. до сих пор в Троицын день женщины утром идут к обедне с травой, которая должна быть оплакана; ее сохраняют во время обедни и с нею же идут к вечерне. На вечерне, становясь на колени, прижимают ладонями траву к лицу и плачут. В Подмосковье во время троицкого молебна девушки старались уронить несколько слезинок на пучок мелких березовых веток; этот пучок тщательно сберегали и считали залогом того, что в это лето не будет засухи.
Слёзы уподобляются дождю. В Полесском обряде вызывания дождя женщины обращались к мифическому Макарке с призывом: Макарко, сыночек, вылезь из воды, разлей слезы по святой земле!
. В духовном стихе о Голубиной книге говорится, что дробен дождик от слез Божиих; роса утренняя и вечерняя от слез царя небесного, самого Христа
. В польских сказках небесные девы плачут и идет дождь, превращающийся в три реки; в болгарских загадках дождь — Богородицына слеза; по старым русским представлениям, дождь — это Слёзы святых, плачущих о бедах и грехах человеческих. В фольклоре часто плачет сирота, мать, потерявшая ребенка или расставшаяся с ним, плачут дети, старики, разлученные влюбленные; в сказках и легендах плачут животные, небесные светила, реки и моря, горы и тучи; плачет Христос-дитя, предвидя свою судьбу, плачет Богородица над гробом своего сына, плачет весь мир в час смерти Христа.
Толстой Н.И. «Плакать на цветы». Этнолингвистическая заметка//Русская речь. 1976. № 4;
Толстая С.М. Обрядовое голошение: лексика, семантика, прагматика//Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и голоса в традиционной культуре славян. М., 1999;
Тульцева Л.А. «Умильно на пучок зари...» (К реконструкции одного из пушкинских образов милой старины) II Этнографическое обозрение. 1999. № 3.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание


Добавить комментарий