Сирота

Сирота — воспринимается как лицо социально и ритуально ущербное. Тяжкая участь и беззащитность Сироты, лишенного опекунов и защитников, отмечается в пословицах (например, Житье сиротам — что гороху при дороге, кто мимо идет, тот и урвет; В сиротстве жить — день деньской слезы лить), в похоронных плачах и свадебных причитаниях невесты- Сироты Заключая брак, жених - Сирота обычно «шел в приемыши», т.е. поселялся в доме у тестя и занимал зависимое положение.

Сирота

Сирота

Как и нищий, Сирота считался обделенным, лишенным доли, а поэтому не мог участвовать в семейных обрядах, чтобы не распространить свою обездоленность на окружающих и на саму обрядовую ситуацию. Сирота не допускается к участию в свадебном обряде. Например, у болгар в обряде бритья жениха, предваряющем свадебную церемонию, в роли брадобрея не мог выступать Сирота. У сербов муку для свадебного каравая должна просеивать девушка, у которой живы оба родителя. Следили, чтобы мальчик, участвующий в некоторых этапах свадьбы, не был Сиротой. В Болгарии Сирота не могла присутствовать в послеродовом обряде, в котором на третий день после родов чествуют духов судьбы орисниц. Сирота не принимал участия и в некоторых календарных обрядах, исполняемых ради плодородия и правильного течения жизни. В Болгарии в день св. Германа, празднуемого для предотвращения града, куклу, изображавшую Германа, изготавливали в том доме, где живы оба родителя. В Сербии запрещалось Сироте разжигать первый огонь в новом доме.

Сирота, не имея опеки среди людей, получал ее от Бога, забравшего у него родителей, но за это предоставившего Сироте свое особое покровительство (ср. пословицы: За сирого и вдового сам Бог на страже стоитДал Господь сиротинке роток — даст и хлеба кусокЗа сиротою сам Бог с калитою). Имея покровительство в сакральном мире, Сирота мог обращаться туда за помощью. В частности, невеста - Сирота перед венчанием приходит на могилу своих умерших родителей, чтобы попросить у них благословения и опеки. Сирота, как и нищий, имел статус посредника между миром людей и «иным» миром. Слово Сироты, как и слово нищего, быстрее доходит до Бога. Поэтому помощь, оказываемая Сиротам, считалась богоугодным делом и уравнивалась в глазах общества с помощью вдове, подаянием нищему, деньгами, отдаваемыми на церковь, и осмыслялась как Божья доля, которая должна была обеспечить дающему после смерти прощение грехов и достойное существование в загробном мире, а при жизни — удачу в делах. Например, при засеве земледелец просил Бога уродить хлеба на всякую долю, на нищую долю, на сиротскую долю...

Связь с миром предков повышала ритуальный статус Сироты, и определяла его участие в обрядах. В Болгарии в день св. Лазаря во время ритуального обхода девушками - лазарками, просят девочку - Сироту покружиться с куклой Лазаря, чтобы велись пчелы, ягнята и телята. В сербском и болгарском обрядах вызывания дождя девочку - Сироту, называемую пеперудой или додолой, украшают зеленым ветками и водят по селу.

Предвестием сиротства в сновидениях считался сон о роящихся пчелах.

Трофимов А.А. Убогий сирота // Живая старина. 1999. № 1. С. 25-26.

Трофимов А.А. "Сирота в славянском фольклоре, обрядах и верованиях"


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *