Сила

Какие представления связывались со словом сила на древнейшем этапе его существования, от которого не осталось ничего того, что для естествоиспытателя восполняет недостаточность языка? Этому периоду история механики отводит ничтожно мало места. Но механика существовала и тогда! Постройка мегалитических сооружений означала целесообразное перемещение многотонных глыб неизвестным нам способом. Это — о количественной стороне явления, об умении суммировать физические возможности множества участников трудового процесса, рассчитывать величину и направление огромной суммарной силы. А точность натяжения тетивы лука была такой, что с дальнего расстояния стрела поражала малую цель. Не только человек умел соразмерять свое мускульное усилие и его потребное действие. На этом держится вся гармония животного мира — ошибающийся, неуклюжий расплачивается жизнью. Отличие человека — способность к мыслительным операциям, конструирующим орудия труда: подкладной каток, рычаг, клин, веревку, а также потребность в словах, обозначающих понятия, применяемые в этих мыслительных операциях. Наиболее общим понятием при конструировании орудий труда, понятием абсолютно необходимым, как раз и является то, что мы называем силой — славянским словом, которое в эпоху первой письменной фиксации соответствовало не менее чем десятку дифференцированных терминов греческого языка, изощренного натурфилософской традицией, литературной обработкой((В Киевских листках X в., являющихся переводом латинских молитв, сила соответствует термину virtus. О нем см.: Отте А. N. van. Virtus: een semantiese Studie. Utrecht, 1946; Lau D. Der lateinische Begriff labor. Munchen, 1975, S. 26-45, глава Das Verhaltnis zwischen labor und virtus.)). История естествознания начинает отсчет времени для абстрагированного понятия силы от папируса Гарриса 500 (XIX династия Египта, 1350—1200 гг.), где фигурирует nht — слово, обозначающее объективированную, персонифицированную и обожествленную силу((Jammer M. Kraft. — In: Historisches Worterbuch der Philosophie. Hrsg. von J. Ritterund K. Grander. Bd. 4. Basel — Stuttgart, 1976, S. 1177—1180.)). Эти признаки силы мало говорят о ней как о понятии физическом, употребляемом в инженерных расчетах. Скорее это категория религиозного мышления, а если так, то можно обратиться и к шумерологическому материалу, он древнее папируса Гарриса по меньшей мере на тысячелетие. Для истории архаических представлений о сущности языка небезынтересно, что шумеры считали средством проявления силы богов творческое слово: «Когда твое слово разразится по земле, растут деревья и травы»((Dijk J. van. Gott nach sumerischen Texten. — In: Reallexikon der Assyrio-logie, Bd. 3. Berlin, 1969, S. 534.)). Центральное понятие шумерской религии, те, интерпретируется как божественная сила, numinose Macht, хотя и с оговоркой: «предварительный перевод» (vorlSufige Ubersetzung)((Oberhuber K. Der numinose Begriff ME im Sumerischen. — Innsbrucker Beitrage zur Kulturwissenschaft, 1963, Sonderheft 17; Dijk J. van. Einige Bemerkungen zu sumerischen religionsgeschichtlichen Problemen. — Orientalistische Literaturzeitung, 1967, Jg. 62; Heft 5/6, Sp. 229—244; Fasciano D. Numen. Reflexions sur sa nature et son role. — Rivista di cultura classica e medioevale, 1971, v. 13, p. 3—32)).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *