Сила

Семантически с этим смыкается реконструированное методами ностратического языкознания haju 'жизненная сила'1, этот условный перевод дал нежелательное совпадение с основным термином витализма, не столь уж древним. Понятие, обозначаемое через haju, ближе к магическим ритуалам для восстановления мужской силы2, той, которая позже стала сюжетом тринадцатого подвига Геракла, или к представлениям каннибалов Полинезии, съедающим глаз убитого врага, чтобы его силу зрения присоединить к своей3, чем к механике, по выражению Энгельса, — единственной науке, «в которой действительно знают, что означает слово «сила»4. Эту мысль нельзя изолировать от всего контекста высказываний Энгельса в дискуссии о силе5, перипетии которой компетентно изложены Т. И. Райновым6; затем «физики все больше и больше стали отдаляться от философских задач и даже стали культивировать пренебрежительное отношение к философии как схоластической, ненужной области знания. Грибоедовское «пофилософствуй — ум вскружится» стало лозунгом для очень многих физиков и естествоиспытателей вообще»7.

Понятие силы закладывается в основу нашего мировоззрения в самом раннем возрасте и постепенно обрастает производными представлениями. Греки считали, что усвоенное в детстве, παιδεία — ядро личности, а все остальное представляет собой относительно непрочные слои сознания. В самом деле, школьное переучивание, внушающее нам мысль о килограмме как массе, а не силе, о лошадиной силе как не силе, а мощности, забывается вскоре после окончания курса наук8), остается просто сила, с широким спектром переносного употребления и с объяснением у Даля (IV, с. 184): «Источник, начало, основная (неведомая) причина всякого действия, движенья, понужденья, всякой вещественной перемены в пространстве, или: начало изменяемости мировых явлений. Хомяков». Определение принадлежит А.С. Хомякову, одному из зачинателей славянофильства.

Славянофилами наиболее ценился тот способ философствования, когда оно происходит не в вольтеровском кресле, а стоя, при внимательном слушании православных литургических гимнов. Тема силы в них не редкость, один из ярких примеров — тропарь канона великому четвергу в старшем славянском списке XI—XII в., начинающийся словами: Неодьржимою дьржащи превыспрьнюю на въздоусѣ водѣ и глоубины обоуздавающи и моря въстѧзѧющи биѧ моудрость9. Здесь заложено философское представление глубочайшей древности, уже в индийской космологии вселенная удерживается как единое целое космическими шнурами — когда при наступлении конца света эти тяжи порвутся, мир распадется10. Лишь избранным видны они, факир способен подняться в небо по веревке (rope-trick). Связи - тяжи существуют не только в мироздании как целом11, но и в мире духовном, огромном, как само мироздание, но по необъяснимым причинам вмещающемся в голове каждого отдельного человека. Эти связи духовного мира и представляют собой семантический каркас слова religio, головоломки для латинистов, тщетно пытавшихся объяснить причину и путь перехода от religare ‘связывать’, ‘заплетать’, ‘впрягать’ к производному ‘совестливость’, ‘благоговение’. Примером недоразумения является и русский текст ветхозаветных стихов Исх 29, 24.26, где жертву на алтарь приносят, «потрясая пред лицем Господним» (?!). В оригинале подразумевается tenūfāh — архаический ритуал, в котором священнодействующий жрец имитирует движения рук ткача, переплетая видимое с невидимым12. Тело человека пронизано волокнами мышц, сухожилиями, нервами. Греч, νευρον — это и мускул, и жила, и нерв, а в переносном значении — крепость, сила.

  1. Иллич-Свитыч В. М. Опыт сравнения ностратических языков. М., 1971, с. 242—243[]
  2. Biggs R.D. SA, ZI. GA. Ancient Mesopotamian Potency Incantations. New York, 1967[]
  3. Bartholet A. Dynamismus und Personalismus. Tubingen, 1930, S. 14.[]
  4. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 404.[]
  5. Авторская работа над основным материалом по этому вопросу, «Диалектикой природы» (1873—1886 гг.), завершена не была. Книга опубликована в 1925 г. в Советском Союзе.[]
  6. Райнов Т. И. К истории построения «механики без силы». — Социалистическая реконструкция и наука,  1933,  № 1,  с. 57—80.[]
  7. Вавилов С. И. Новая физика и диалектический материализм. — В кн.: «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленина и современная физика. М., 1939, с. 73. Понятие сипы «еще не стало предметом специального обсуждения в отечественной литературе по философским вопросам естествознания» (Конак Г. К. Логика развития понятия «сила» в физике. — Вопросы философии, 1962, № 8, с. 108). Ср.: Чусовитин А. Г. К анализу понятия силы. — Научные труды Новосибирского госпединститута, 1969, т. 50, вып. 1.[]
  8. Закон сохранения энергии до 60-х годов XIX в. назывался законом сохранения сил. В.И. Ленин не находил это уточнение удачным: «...В понятии энергия есть субъективный момент, отсутствующий, например, в понятии движения. Или, вернее, в понятии или в словоупотреблении понятия энергия есть нечто, исключающее объективность» (Ленин В.И.. Полн. coбp, соч., т. 29, с. 46). Отсюда ленинская оценка термина термодинамика: «. . .Хотя это слово по своему этимологическому составу слишком узко для обозначаемого им содержания, оно имеет то преимущество, что устраняет возможность всех недоразумений, вызываемых многозначностью слова «энергетика»» (Там же, с. 486[]
  9. ЦГАДА, фонд 381, № 138, л. 23 об.[]
  10. Eliade М. Mythes et symboles de la corde. — Eranos-Jahrbuch, 1961, Bd. 29, p. 109—137.[]
  11. Ср.: Vonessen F. Zur Idee des Weltgewebes im Platonismus. — In: Mythi-sche Entwiirfe. Hrsg. von Ph. Wolff-Windegg. Stuttgart, 1975. Слова связь и зависимость употребляются в самых разнообразных контекстах. Все связано со всем, одно подвешено к другому — такая же прозрачность внутренней формы наблюдается и в неславянских эквивалентах этих слов, имеющих частотность того же порядка.[]
  12. Lexikon zur Bibel. Hrsg. von F. Rienecker. Wuppertal, 1969, S. 1504—1505.[]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.