Сеть

У южных и западных славян СЕТЬ использовалась в погребальном обряде. На севере Македонии в р-не Скопле ночью умершего покрывают рыбацкой Сетью, чтобы не стал вампиром, чтобы не утащил с собой кого-нибудь. У кашубов распространено верование, что тот, кто похоронен с СЕТЬЮ, должен сначала развязать все узлы на СЕТИ, прежде чем вернуться на землю. С такой же мотивировкой пользовались СЕТЬЮ на Русском Севере для избавления от сглаза. На Пинеге при заговаривании «урока» от СЕТИ отрезали кусочек и ссучивали его с конопляным волокном «от себя» (т. е. крутя в обратную сторону) и читали слова:

«Как от сети узла никто не может ни развязать, ни распустить — ни еретик, ни клеветник, ни завидник, так же бы (имярек) никто не мог бы ни испортить, ни изурочить».

В хорватском масленичном обряде по селу ходили группы обнаженных парней, обернутые только в СЕТЬ, несмотря на холодную пору года. И нагота, и СЕТЬ в данном случае являются способом отгона, отталкивания нечистой силы. С этим обрядом перекликается один мотив русской сказки «Мудрая дева» из собрания А.Н. Афанасьева. Царь, обращаясь к мужику, задает деве задачу-загадку: Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка. Мудрая дева-семилетка поутру сбросила с себя всю одежду, надела на голое тело СЕТЬ, в руки взяла перепелку, села верхом на зайца, приехала во дворец, протянула царю перепелку: «Вот тебе государь, подарочек». Перепелка вспорхнула и улетела.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *