Рыба

Два черных пятна на жабрах трески — следы пальцев апостола Петра: он взял ее двумя пальцами, когда вынимал изо рта этой рыбы монету для уплаты подати. Западные украинцы показывают эту «рыбу с грошом», выловленную св. Петром, на звездном небе.

У стерляди имеется свой царь. Согласно нижегородскому поверью, стерляжий царь обитает в реке Суре. Его жилище убрано самоцветами и жемчугом и находится в глубокой яме на самом дне реки. Там он живет со своей женой — водяной русалкой. В ясные лунные ночи она выходит на берег, садится на камень и расчесывает золотым гребнем свои зеленые, как тина, волосы, а стерляжий царь плещется возле нее и трется о ее белую ногу. Если кто-нибудь из рыбаков увидит ночью эту картину, то ни одной стерлядки ему уже больше не поймать.

Плотву нельзя есть тем, кто болен лихорадкой. В некоторых местах плотву, особенно красноперку, с ярко-красными плавниками, называют «князем» или «князьком».

Слово «князь» встречается и в качестве названия сельди с розовыми плавниками, которая плывет впереди стаи. Речную сельдь, чаще всего чехонь, называют бешеной рыбой или бешаницей. Волжские рыбаки верят, что съевший ее станет безумным. Поэтому, выловив эту рыбу, бросают ее обратно в воду или бесплатно отдают мордве и чувашам, которые от употребления ее в пищу с ума не сходят (инородцы). Бытует также поверье, что бешаница (верховодка) показывается к падежу скота.

Змеевидных РЫБ - угря и вьюна — относят к гадам, считают их погаными, нечистыми и родственными змеям. Например, вьюна называют «змеев брат» и считают змеей в двенадцатом поколении. Такими представлениями объясняется распространенный запрет употреблять этих РЫБ в пищу. Считается, что угря лишь тогда разрешено будет есть, «когда в семи городах рыбы отыскать будет не можно». Рыбаки польского Поморья устраивают угощение угрями 7.10, в день, посвященный Богородице и называемый ими днем «Угревой Божьей Матери».

Согласно легенде, вьюн произошел из гвоздя, который цыган, вместо того чтобы вбить его в лоб Христу, украдкой выбросил в реку. Угри ловятся в сети ночью, в наказание за то, что угорь хвастался перед Богом, что его никому не удастся поймать. Связь с гадами обнаруживается и у карпа: по южнославянскому поверью, сорокалетний карп, как сорокалетняя змея, превращается в летающего змея.

Книжного происхождения представления об огромной чудовищной рыбе - ките. На ките (или змие), живущем в огненной реке или в огненном море, держится вся земля. Когда кит-рыба под землей дрожит, на другой бок переваливается или ударяет хвостом, происходит землетрясение. Согласно другим поверьям, земля стоит на двух крест-накрест лежащих РЫБАХ или на трех китах. Она была основана на четырех китах, но один из них уже умер, отчего произошел всемирный потоп, а со смертью остальных китов произойдет светопреставление. По поверью поляков, у кита па голове три золотых креста. Китом становится такая РЫБА, которая трижды проплывет вокруг земли по Висле. С каждым таким кругосветным путешествием она получает по золотому кресту. В народных поверьях встречаются и другие мифические РЫБЫ, например: гигантская РЫБА, заплывшая в реку, отчего вода вышла из берегов и затопила окрестности; РЫБА с хребтом, поросшим плесенью и мхом, которая со времен всемирного потопа лежит на дне горного озера в польских Татрах, покрывая своим телом все его дно: сосущая камни крупная РЫБА, похожая на угря, которая впивается в человека и может его замучить.

Чулков М. Абевега русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебныхпростонародных обрядов, колдовства, шаманства и проч М., 1786. С. 194—195, 199, 234, 255, 301—302.

Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 369-372, 746-758.


Славянская мифология: энциклопедический словарь