Питьё

Обычай ритуального ПИТЬЯ на Руси отмечен уже «Повестью временных лет» (начало 12 в.). Княгиня Ольга, желая отомстить древлянам за смерть своего мужа, устроила тризну на его могиле: «Посем седоша древляне пити, и повеле Ольга отроком своим служити пред ними ... И яко упишася деревляне. повеле отроком своим пити на ня. а сама отъиде кроме, и повеле дружине своей сечи деревляны».

Князь Владимир (см. Владимир Красное Солнышко), отвергая исламский запрет на Питье, говорил, что «Руси есть веселье питье, не можем бес того быти».

ПИТЬЁ имело обязательный характер при встрече гостя, во время церемониальной или обрядовой трапезы (см. Еда), что приводило к бытовому и ритуальному пьянству. «Кто не пьет лихо, тому нет места у русских», - писал П. Петрей в начале 17 в. По свидетельству англичанина Климента Адамса, Иван Грозный выпивал чашу «одним духом». Павел Алеппский (17 в.) рассказывает о том, что в конце одного обеда гости «выпили чаши за здоровье хозяина и хозяйки, осушая их до капли, ибо у них обыкновение, что кто не осушает чашу, тот считается отъявленным врагом, потому что не выпил за полное здоровье хозяина дома». Согласно С. Герберштейну (1510—1520-е гг.), русские пьют чашу до дна и при этом творят, что они желают великому князю «удачи, победы, здоровья и чтобы в его врагах осталось крови не больше, чем в этой чаше».


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *