Переплут

Переплут – относится к таинственным и загадочным божествам. В числе других богов Переплут упоминается: в “слове св. Григория” по Софийск. списку, ркп. No. 1295 и слове Иоанна Златоуста о том, како первое погании веровали в идолы. По свидетельству этих памятников, в честь Переплута пили “вертячеся в розех”. Это может означать, что пили из рогов. По санскритски слово рози, розь – непрерывный ряд, цепь гужем, гусем, вереницей. Может быть, в честь Переплута пили во время вождения хороводов? За неимением фактических данных, сказать что-либо определённое о Переплуте нет возможности. Высказано мнение, что “Переплут то же, что Ярило”. Впрочем, автор этого мнения сам сознаётся, что руководится только “чутьём”, т. е. утверждает голословно.

Выскажем следующую догадку. В состав слова Переплут входит глагол – плутать, что, значит, – сбиться с дороги, заблудиться в лесу, каковое несчастье обыкновенно приписывается лешему. Плути – значит плыть, путешествовать по воде. Принимая во внимание, что в наших лесах и теперь много болот и озёр, мы можем предположить, что в доисторическую эпоху наши леса, вследствие обилия в них озер и болот, были весьма затруднительны для путника, который весьма легко мог в них запутаться, сбиться с пути, заблудиться. Весьма возможно, что Переплутом называли божество леса, которое любит заплутать человека в чуждой для него стихии. Если наше предположение, верно, то под Переплутом следует разуметь лешего.

Полагаем, что Мокошь и Переплут действительно были почитаемы. Но есть божества сомнительной достоверности. В статье “о идолех Владимировых” упоминаются: Позвизд, Ладо, Лель и Полель, Услад или Ослад. В поучении в понеделок Св. Духа упомянуты боги Лада и Лоло. В “исповеди каждаго чина по десятословию” упомянуты Лада и Лель. Доказано, что божества Лада не существовало. О Позвизде, Усладе, Леле и Полеле упоминается в памятниках не раньше 17 века, к каковому времени о древнем язычестве и языческих богах не сохранилось никакого представления. Древняя Русь таких богов не знала. Имена указанных богов – это измышление наших книжников позднейшего времени.


Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *