Имя:
Пароль:
 
 
 
 
Папоротник
Параскева
Пастух
Пасха
Пата-Кабуся
Пахарь
Пекло
Первочеловек
Перебаечник
Переворачивание
Пережин
Перекрёсток
Перелет-трава
Перепекание Ребёнка
Переплут
Переправа
Переруг
Перун
Песиглавцы
Песий язык
Пест
Петров День
Петровы батоги
Петух
Печенье
Печь
Питьё
Плакун-трава
Планетники
Побратимство
Повитруля
Повитуха
Погода
Погребение
Погребение Вторичное
Подага
Подменыш
Подполянник
Пожар
Позвизд
Покойник
Покров
Полазник
Полевик
Полель
Полкан
Полудница
Понедельник
Попел
Поренута
Порог
Порча
Посох
Пост
Похороны
Похороны - Свадьба
Похороны Животных
Поцелуй
Пояс
Правда и Кривда
Праздник
Предания Сварожьего цикла
Предки
Преображение
Привидения
Приглашение
Припекало
Присуха
Прия
Прове
Прок
Проклятие
Пролезание
Прострел
Прощание
Прялка
Пряха
Птица Юстрица
Пускать по воде
Пущевик
Пчела
Пятница
 

В.Я.Петрухин

Пахарь, оратай — в славянской мифологии культурный герой. Согласно широко распространенному фольклорному сюжету, ПАХАРЬ вытеснил с земли первобытных великанов, воплощение диких, необузданных сил природы. В этиологических мифах о происхождении Змиевых валов (древних укреплений в Среднем Поднепровье) и рек ПАХАРЬ действует вместе с другим культурным героем — кузнецом. По украинскому преданию, Бог (K: Кощей?) послал на землю чудовищного змея, который требовал человеческих жертв. Когда пришел черед царевича, тот бежал от змея, читая молитву, и спасся в кузнице, где свв. Борис и Глеб (Конрад: Сварог и Велес? Квасура и Китоврас?) ковали для людей первый плуг. Змей языком высадил (К: пролизал!) дверь кузницы, но святые ухватили его за язык раскаленными клещами и запрягли в плуг. Они провели плугом борозду, которую и называют «Змиевым валом». Другой вариант того же предания — о Кузьме-Демьяне, Божьем Ковале, который заставляет змея пропахать землю до самого Черного моря: там пахарь дает змею напиться, и тот, выпив полморя, распадается на части — превращается в мелких змей.

В славянских легендах, восходящих к апокрифическому «Слову об Адаме и Еве», первый ПАХАРЬ — Адам (Ева — первая пряха). Бог дал Адаму плуг, чтобы он в поте лица добывал себе хлеб. По болгарскому апокрифу, Адам запряг волов и стал пахать, но дьявол не дал ему возделывать землю, объявив, что земля принадлежит ему, и потребовал расписку, которой Адам отдавал бы себя во власть дьявола. Адам перехитрил сатану, вручив ему расписку, что он и дети его будут принадлежать Владыке земли, имея в виду Бога. В болгарской легенде «О крестном древе» (10 в.) сам Иисус вспахал ниву на пути в Вифлеем. Ср украинские колядки, где сам Бог пашет золотым плугом на золотых волах, св. Петр (или Павел) их погоняет, а Богородица приносит в поле пахарям еду. Ср. также русский заговор, произносимый при сборе целебных трав: «Святой отец праведный Абрам все поле орал, Симеон Зилот садил, Илья поливал, Господь помогал. Небо — отец, а земля — мать. Благослови, Господи, эту траву рвать». См. о символике пахоты (обработки земли) как о брачных отношениях, оплодотворении в ст. Земля.

В русском былинном эпосе ПАХАРЬ Микула Селянинович сильнее князя - волхва; согласно чешской раннеисторической традиции ПАХАРЯ Пшемысла избирают князем после чудесного знака — в его руках начинает зеленеть сухая ветвь, которой он погонял волов. В сербской юнацкой песне Марко Кралевич пашет «султанские дороги»: турки требуют, чтобы герой не распахивал дороги. Марко же велит туркам не топтать его пашню; подняв плуг вместе с волами. Марко избивает турок. В славянской народной культуре с древнейшего периода особое значение придается земледельческому труду: ср. племенные названия и названия народов, восходящие к обозначению поля,— поляне, поляки, ляхи (от «лядь» — расчищенный от леса (но не обработанный) участок земли, пустошь).

Орудие пахоты — плуг, соха — почитались священными: согласно русским источникам 17 в., в Москве «в навечерие Богоявления... кликали плугу» — взывали к плугу; у поляков накануне Рождества лемех плуга клали на стол, чтобы кроты и мыши не портили пашню. Плуг (орало) изображался у болгар на обрядовом новогоднем хлебе. На Новый год на Западной Украине обходили дворы с плугом, изображая пахоту и осыпая дворы овсом и кукурузой; в песнях - колядках ряженые пели о волах, медведях, воронах и др. птицах, запряженных в плуг, заклинали уродить жито и т. п. Вместе с тем проведение ритуальной борозды, опахивание села. предохраняло от мора.

Лит.:

Потебня А.А. Объяснения малорусских и сродных народных песен. Вып. 2. Колядки и щедровки. Варшава, 1887;

его же. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий // Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989.

В.Я.Петрухин