Окно-2

Окно — часть дома, наделяемая многообразными символическими функциями. Как нерегламентированный вход в жилище, противопоставленный двери, Окно использовалось для выноса покойника, передачи ребёнка, произнесения диалога-ритуала и иных магических действий. В народных верованиях и фольклоре Окно связывало человека с Богом и миром предков, а также с небесными светилами и природными стихиями.

Наличник окна светелки крестьянской избы. Нижегородская губ. Середина XIX в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник. Инв. № 4614д
Наличник окна светелки крестьянской избы. Нижегородская губ. Середина XIX в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник. Инв. № 4614 д

Двери и окна дома закрещивали рукой, ножом или другими предметами на ночь или в дни, когда в доме находились некрещеный ребёнок или покойник. Чтобы уберечься от сглаза или вторжения нечистой силы, втыкали в окна изломанные иглы, чертили на них кресты мелом или ножом. В Вятской губ. крестили окна и двери на ночь со словами: Будьте святы и благословенны, мои окошечки, дырочки, щелочки, уголочки. Отгоните всех врагов от окошечек, уголочек, дырочек.

У восточных и западных славян через Окно передавали младенца, если рождённые в этой семье дети умирали. Такая передача была призвана обмануть смерть и враждебных духов и обеспечить ребёнку долгую жизнь (см. Пролезание). Через Окно также выносили детей, которые умерли некрещеными, а иногда и взрослых, умерших не своей смертью, чтобы они не возвращались обратно. В Новгородской губ. умерших от холеры вытаскивали в заколоченных гробах через окна, которые тотчас крестили рукой с повторением слова «аминь»; считалось что холера проводит покойника до могилы, но обратно уже не сможет вернуться На Карпатах и в Польше гроб выносили через Окно или через специальный лаз под порогом, чтобы покойник не стал вампиром. В Заонежье в новый дом лезли по лесенке через Окно, если хотели обмануть домового из старого дома. В русских «чёрных» заговорах человек отправляется в поле, покидая дом через Окно.

Чтобы облегчить агонию или тяжёлые роды, отворяли в доме окна и двери. Душа человека покидает дом через Окно в виде птицы (Полесье, словаки). Русские, как только замечали, что человек умирает, ставили на Окночашку с водой, чтобы душа, покинувшая тело, могла омыться и улететь. В поминальной обрядности Окно являлось местом общения с душами умерших: в момент смерти или после поминок вывешивали из Окна кусок полотна или полотенце, чтобы душа поднялась по ним в дом, а потом спустилась обратно, вытерлась этим полотенцем либо отдохнула на нем; через Окно провожали на кладбище души после поминок и т.д. Белорусы в ночь после осеннего поминовения мёртвых клали для них на Окно блины и кутью (ср. Похороны).

Согласно приметам, птица или летучая мышь, влетевшие в Окно, предвещают смерть кому-нибудь из домочадцев. В быличках ведьмы, обернувшись сороками, вылетают через Окно или печную трубу. В русских похоронных причитаниях смерть влетает в Окно чёрным вороном или сизым голубком; на Окносадится птица, предвещающая смерть; обращаясь к умершей сестре, плакальщица призывает её прилететь птичкой домой и сесть на окошко; в доме, оставшемся без хозяина, окошки почернели и потемнели, «на слезах стоят стекольчаты околечки», на окошке видна «злодийная тоски чушка». Гроб описывается в причитаниях как темное и тесное помещение без окон или с единственным Окном, противопоставленное светлому и просторному дому. В то же время гроб уподоблялся жилому дому, и в нем даже прорубали иногда небольшое оконце.

У русских через Окно не разрешалось плевать, выливать помои и выбрасывать мусор, т.к. под ним стоит ангел Господень. Вообще «стоять под Окном» в символическом аспекте обозначает быть нищим или посланцем Бога. В Заонежье запрет плескать грязную воду от мытья за Окно в период от Пасхи до Вознесения объясняли тем, что Христос с сумой под окнами ходит. Чтобы покойник не тревожил после смерти, в Вятской губ. клали ему в гроб хлеба и соли со словами: Вот тебе, Иван, хлеб и соль. У стола не стой, в окошко не гляди и домой не ходи.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *