Одномесячники

После смерти одного из «Одномесячников» прибегают к разным средствам ограждения от смерти другого «Одномесячника»: выкупу от умершего, символической подмене человека (например, кладут в гроб мерку живого «Одномесячника» или равный по весу камень, куклу из тряпок), «обману» судьбы и смерти (например, болгары умершему привязывают к пальцам красную нить, живому — чёрную, а при погребении нити подменяют). У сербов распространены различные формы символического выкупа от умершего «Одномесячника». Живой бросает в гроб умершему половинку разрубленной на пороге дома монеты; жёлтый цветок со словами: «Я тебе — жёлтый цвет, а ты мне — белый свет». Прибегают также к символическому соединению с судьбой третьего лица, подходящего по возрасту и полу. Например, сербы вставляют в путо ногу умершего и живого «Одномесячника» (или сковывают их цепью), затем «Одномесячник»обращается к присутствующему сверстнику и просит: «Ты мой божий побратим, отпусти меня». Тот освобождает его, и они становятся побратимами (см. Побратимство). У болгар будущий побратим (первый или последний ребёнок; ребёнок, у которого живы родители) ложится в гроб, изображая покойного, а затем встаёт и обнимает живого «Одномесячника» со словами: «Умерший тебе не брат (сестра), с этого момента я твой брат (сестра)». К аналогичным формам «освобождения» от умершего прибегали и в случае тяжёлой болезни оставшегося в живых «Одномесячника».


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *