Обет

Обет, завет, оброк — обязательство, добровольно налагаемое на себя человеком или общиной ради избавления от бед, болезней и т. п., а также предмет или жертвенное животное, приносимые по обещанию в церковь или иное почитаемое место. (Конрад: Обет->Обещать->Обещание). См. также Жертва, Жертвоприношение.

Оброчные кресты в с. Казацкие Болсуны Ветковского р-на Гомельской обл. 1981 г.
Оброчные кресты в с. Казацкие Болсуны Ветковского р-на Гомельской обл. 1981 г.
Рис. B. E. Гусева

Обеты могли быть коллективными и личными; давали Обет на определенный период времени (несколько месяцев, год) или на всю жизнь; прибегали к Обетам, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах (стихийные бедствия, война, эпидемия, тяжёлое заболевание). К принятию Обета могли побуждать вещие сны: по верованиям жителей украинского Полесья, приснившийся волк означал, что «оброк в цэркву надо отнести».

Формы Обетов: строительство храмов, которое полагало начало местному «обетному» празднику или соблюдению «заветных» дней; приобретение икон для храма или часовни с последующим установлением праздника в честь иконы; проведение молебнов; паломничество к святым местам; уход в монастырь; безбрачие; соблюдение «обетных» постов сверх принятых церковью постов и постных дней (среды и пятницы); «обетные» отказы от питья спиртного и др.

Формы «обетных» («заветных») приношений: поставить в храме свечу известного веса; внести денежное пожертвование (мелкие монеты — наиболее распространённый вид приношений и к почитаемым источникам, деревьям, крестам); пожертвовать в монастырь излеченное животное (лошадь, корову); пожертвовать в церковь или почитаемому месту тканые изделия (ленты, пояса, платки, полотенца, простыни, рубахи), шерсть, лён (ср. обетное опоясывание храмов и почитаемых крестов в южнослав. традициях); внести в храм (к почитаемой иконе) приношение-вотив (см. Воск) с изображением частей человеческого тела, фигурок человека или животного; пожертвовать почитаемому месту (камню, кресту, дереву) нательный крест; откормить по обету домашнее животное (корову, быка, овцу) и пожертвовать его церковному причту — «Богу» и общине — «в казну».

На Русском Севере пожертвования животных приурочивались к дню св. Ильи (ритуальный забой так называемого Ильинского быка с последующей коллективной трапезой), св. Анастасии («чтобы овцы зимой больше плодились»); приношение к святому месту различных продуктов (хлеб, пироги, яйца).

Оставляя «обетные» приношения у местных святынь, богомольцы брали «святую» воду из источника, кору и щепки деревьев, песок и мелкие камешки, кусочки воска. Этим предметам приписывалась магическая сила, ими пользовались не только в случае болезни, но и в любых кризисных ситуациях.

В народном сознании приношение «обетных» предметов, моделирующее ситуацию обмена между человеком и сакральными силами, принадлежит к сфере «религиозных» практик и противопоставлено недолжной («чёрной») магии как обмену между человеком и нечистой силой.

Кремлева И.А. Обеты в народной жизни//Живая старина. 1994. № 3. С. 15- 17.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.