Нож

Нож — (K: символ свободного (полноправного) человека). В народной традиции оберег от нечистой силы. У восточных и западных славян считалось, что НОЖ, брошенный в вихрь, ранит черта и на нем останется кровь.

НОЖ и другие металлические предметы сопровождали человека, когда он считался наиболее уязвимым для воздействия нечистой силы. В первую очередь их использовали для защиты некрещёного младенца, женщины в предродовой или послеродовой период, жениха и невесты во время свадебного обряда. В Волынской губернии для охраны новорождённого от конвульсий мать, ложась спать или выходя из дома, клала нож в колыбель или брала его с собой. Там же баба-повитуха трижды обводила ножом вокруг кумы, когда та несла крестить ребёнка, чтобы злой дух не мог приступить к младенцу. В Гомельской области мальчику клали в колыбель НОЖ, чтобы он стал плотником, а девочке — гребень, чтобы она умела прясть. В 1920-х гг. в Житомирском районе во время похорон клали в колыбель НОЖ или ножницы, «чтобы не приступила смерть» к ребёнку. В Полесье, выходя из дома после родов, женщина затыкала за пояс НОЖ. (реже — ключ или гвоздь). Там же мать подкладывала под себя нож при кормлении грудью ребёнка. На Украине кум и кума, отправляясь в церковь крестить ребёнка, переступали через НОЖ, положенный у порога или на порог. Так поступали, «чтобы к ребёнку, ещё не крещенному, не мог подступить нечистый дух».

В Белоруссии и на Украине широко практиковалось процеживание молока через НОЖ, серп или иголки. Например, в Черниговской области говорили, что если корова доится кровью, то надо лить молоко на НОЖ, положенный под цедилкой на подойник, этим «ведьме перерезаешь язык». Вместе с тем в быличках НОЖ описывается как одно из орудий ведьм, отбирающих молоко у коров. В Овручском районе говорили, что когда ведьма захочет молока, она идёт к себе в хлев, забивает в соху НОЖ, и подставляет доенку, молоко так и бежит струёй с НОЖА.

В Белорусском Полесье, если скотина заблудилась в лесу, хозяин обращался к знахарю с просьбой «засечь» её. Знахарь шёл в лес, находил дерево, больше других покрытое зелёными листьями, поднимал кверху принесенный с собой НОЖ и произносил заговор, в котором просил Егория «засечь» скотину. Произнося последнее слово заговора, знахарь вбивал НОЖ в дерево и возвращался домой. На следующий день перед восходом солнца он снова шёл в лес и вынимал НОЖ из дерева. Если тот оставался чистым, то это означало, что животное не погибло и уже не сойдет с того места, где оно находилось, когда его «засекали», а также что оно защищено от волков.

В Дубровицком районе Ровенской области для того, чтобы черт не трогал скотину, требовалось встать до восхода солнца, раздеться, взять под левую руку НОЖ или косу, трижды обежать вокруг хлева и забить их в стену, Обегание хлева с НОЖОМ или косой выражает идею, которая в заговорах передается мотивом «железной стены» до неба; втыкание НОЖА в стену хлева как бы замыкает эту железную стену на замок.

В Ровенской и Волынской областях известны случаи, когда во время свадьбы, собрания молодёжи или большого праздника в стол втыкали снизу НОЖ, чтобы гости меньше ели.

В Черниговской губернии во время приготовления свадебного каравая после того, как тесто вынимали из дежи и начинали месить на столе, в середину пустой дежи втыкали острый НОЖ и пели:

«Коло дiжи чотирi ножи,
А пятий на послузi,
Коло дiжи свiчи палають,
А на столi коровай бiгають».

По-видимому, НОЖ, как и горящие свечи, символизируют собой работающих каравайниц, в белорусских «каравайных» песнях сила каравайницы упоминается вместе с НОЖOM, которые как бы принимают участие в замешивании каравая:

«Чатыры ножи у дзяжи,
Пятая моя сила
Коровай замясила…»

Топорков А.Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX — начала XX в. М., 1990. Вып. 2. С. 67–135.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *