Нож-2

Нож — является оберегом наряду с другими острыми и режущими предметами из железа (ножницы, игла, топор, коса, серп).

Нож носили с собой, подкладывали под себя, под подушку или на дно колыбели для защиты некрещеного младенца, женщины в предродовой и послеродовой период, жениха и невесты во время свадебного обряда. Для защиты от ведьмы, волков, вихря, града втыкали Нож в землю, стену или порог, проводили вокруг себя ножом магический круг, закрещивали ножом окна и двери.

Белорусы Гомельщины клали мальчику в колыбель Нож, чтобы он стал плотником, а девочке — гребень, чтобы она умела прясть. В Житомирском районе во время похорон клали в колыбель Нож или ножницы, «чтобы не приступила смерть» к ребёнку. В Полесье мать подкладывала под себя Нож при кормлении грудью ребёнка. На Украине крестные родители, отправляясь в церковь крестить ребёнка, переступали через Нож, положенный у порога или на порог, чтобы к ребёнку не мог подступить нечистый дух. Увидев в лесу или в поле русалок, украинцы чертили ножом круг на земле и ложились в нем на землю ничком, полагая, что русалки их не тронут.

Архаический характер имеет использование ножей в похоронной обрядности. В древнерусских захоронениях находят ножи и серпы: их втыкали в кострище или в урну, а при ингумации — в дно могилы. В Македонии клали Нож под голову умершему, чтобы он не превратился в вампира. В Воронежской губ. клали Нож под стол, на котором положен покойник, чтобы тело не разлагалось.

У восточных и западных славян считалось, что Нож, брошенный в вихрь, ранит черта, и на нем останется кровь. Украинцы использовали для этого Нож, освящённый на Пасху.

Особое магическое значение приписывали Ножу, воткнутому в землю. Южные славяне для защиты от града втыкали в землю ножи, косы, топоры или головешки от бадняка. В Волынской губ., чтобы разогнать грозовую тучу, ножом, освящённым вместе с пасхальными яствами, трижды крестили приближающуюся грозовую тучу и молились за души умерших без покаяния, а потом Нож всаживали в землю. По поверьям Орловской губ., если вскочить в круговорот вихря и воткнуть в землю Нож, то зарежешь черта. Белорусы втыкали Нож в то место, на котором упал ребенок.

В Вятской обл., выпуская корову из хлева, вбивали камнем Нож в порог и говорили: «Как с этого ножа медведь мяса не ест, так и нашу Пеструхоньку не ешь», после этого через Нож переводили корову. В Ровенской области, чтобы уберечь скотину, вставали до восхода солнца, раздевались, брали Нож или косу под левую руку трижды обегали вокруг хлева и втыкали Ножв стенку. В Белоруссии, если пропала корова, то втыкали Нож в порог, в стену или в притолоку над дверями, чтобы звери не тронули скотину. В белорусском Полесье, если скотина заблудилась в лесу хозяин обращался к знахарю с просьбой «засечь» её. Знахарь шёл в лес, находил дерево, больше других покрытое зелёными листьями, поднимал кверху принесённый с собой Нож и читал заговор, в котором просил Бога и св. Юрия «засечь» скотину. Произнося последнее слово заговора, знахарь вбивал Нож в дерево и возвращался домой. На следующий день перед восходом солнца он снова шёл в лес и вынимал Нож из дерева. Если тот оставался чистым, то это означало, что животное не погибло и уже не сойдёт с того места, где оно находилось, когда его «засекали», а также что оно защищено от волков.

В Белоруссии и на Украине, чтобы навредить ведьме, отбирающей молоко у коров, процеживали молоко через Нож, серп или иголки. Например, в Черниговской обл., если корова доилась кровью, то лили молоко на Нож, положенный под цедилкой на подойник, — этим «ведьме перерезаешь язык».

Вместе с тем в быличках Нож описывается как одно из орудий ведьм, отбирающих молоко: ведьма втыкает Нож в соху, столб или дерево — и молоко течет по острию ножа, а в соседнем стаде начинает реветь корова, которая остаётся с пустым выменем. Украинцы Овручского района говорили, что, когда ведьма захочет молока, она идет к себе в хлев, забивает в соху Нож и подставляет доенку, молоко так и бежит струёй с Ножа.

В русских быличках колдун перепрыгивает или кувыркается через Нож или 12 ножей, воткнутых в землю лезвиями кверху, чтобы превратиться в волка, а ведьма таким же образом превращается в собаку или свинью. Потом волк-оборотень возвращается и перепрыгивает Через те же ножи с другой стороны, однако если за это время кто-нибудь вынет ножи, то он так и останется зверем.

В русских гаданиях девушка накрывает стол для суженого, причём ставит на скатерть два прибора с ножами и вилками; когда придёт суженый и сядет за стол, девушка должна сорвать скатерть со стола; если же она не успеет, то суженый её зарежет (Костромская губ.).


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.