Невеста

Иван Куликов, Благославление новобрачных в Муроме

Иван Куликов, Благословление новобрачных в Муроме

Ослабление социальных связей Невесты до окончательного оформления брака сближает этот переходный период со смертью, что проявляется в символических «похоронах» Невесты при угощении блинами, в изоляции Невесты — в запрете прикасаться к ней, её молчании, отдельном угощении, бездвижности (Невеста по пути к венчанию лежит, как сноп), отделении от внешнего мира (закрывание лица Невесты покрывалом). Сакральность Невесты в этот период обнаруживается в её сверхъестественных способностях: по поверьям южных славян, Невеста могла сглазить окружающих в момент снятия с лица покрывала, вызвать засуху, если её не напоить по дороге к венчанию, обладала даром прорицания (предсказывала больному срок излечения). Белорусы воспринимали Невесту как «нечистого человека»; в белорусских и украинских свадебных песнях люди в церкви и её мать не узнают обвенчанную Невесту, матери жениха сообщают, что ей привезли невестку, как зверя, черта с болота, волчицу из темного леса («на народ як глянець, дык народ аж вянець»), а при выведении Невесты после брачной ночи поют, что ведут тура. Мотив неузнавания Невесты в её новом качестве согласуется с происхождением самого слова «невеста», первоначальное значение которого было «неизвестная» (Конрад: возможно, однако, и толкование «мертвая», от слова «навь». Она умерла для своего рода, отсюда и нечистота, и сглаз и т.п.) .


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *