Навь

НАВЬ, На­вьи — в сла­вян­ской ми­фо­ло­гии во­пло­ще­ние- смер­ти, пер­во­на­чаль­но свя­зан­ное, по-ви­ди­мо­му, с пред­став­ле­ни­ем о по­гре­баль­ной ла­дье, на ко­то­рой плы­вут в цар­ст­во мерт­вых. Об­ще­сла­вян­ским яв­ля­ет­ся так­же пред­став­ле­ние о “на­вьей кос­точ­ке”, ко­то­рая счи­та­ет­ся при­чи­ной смер­ти и со­хра­ня­ет­ся в раз­ла­гаю­щем­ся тру­пе. Род­ст­вен­ное НА­ВИ- имя- са­мо­стоя­тель­но­го бо­же­ст­ва —- Nya- (Nyja) в спи­ске поль­ских бо­гов у Я. Длу­го­ша (15 в.), ото­жде­ст­в­ляе­мо­го с рим­ским Плу­то­ном. У дру­гих сла­вян­ских на­ро­дов к пред­став­ле­ни­ям о НА­ВЬЯХ вос­хо­дят це­лые клас­сы ми­фо­ло­ги­че­ских су­ществ, свя­зан­ных со смер­тью: ук­ра­ин­ские нав­ки,- мав­ки, бол­гар­ские на­ви (на­вы, на­вля­ци) — злые- ду­хи, две­на­дцать- кол­ду­ний, ко­то­рые со­сут- кровь- у- ро­диль­ниц.

В “По­вес­ти вре­мен­ных лет”- (под 1092 г.) эпи­де­мия в По­лоц­ке при­пи­сы­ва­ет­ся мерт­ве­цам, ска­чу­щим на не­ви­ди­мых ко­нях по ули­цам:- “на­вье бьют по­ло­ча­ны”. У вос­точ­ных сла­вян су­ще­ст­во­вал осо­бый На­вий день, день по­ми­но­ве­ния умер­ших, позд­нее при­уро­чен­ный к- чет­вер­гу- пас­халь­ной- не­де­ли (укр., бел. На­вский ве­лик-день, Мавсь­кий ве­лик-день, Мерт­вець­кий ве­лик-день).


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.