Мёд

Мёд присутствовал в обрядовых жертвоприношениях духам и христианским святым. В сочинении XII в. «Вопросы Кирика» сказано: «Аще же Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед?» У болгар после рождения ребёнка Мёд оставляли для угощения орисниц, для умилостивления злых духов, вредящих роженицам. Мёд входил в состав ритуального угощения участников родин и крестин, в первую очередь роженицы и кумовьёв. Его добавляли в воду при первом купании новорождённой девочки, мазали Мёдом детей.

Ярко выражена жертвенная и апотропейная функция Мёда в обычаях дней св. Екатерины (4.XII), св. Варвары (6.ХII), св. Харлампия (10.II) и др., празднуемых ради здоровья и в честь Оспы и Чумы. Болгары печенье, хлебы или кашу, помазанные Мёдом, раздавали детям, прохожим, оставляли на крыше, на воротах — в жертву болезням. Чтобы излечиться от болезни, насланной вилой, больной приносил ей в дар Мёд (серб.).


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *