Мировое Дерево

В средневековых апокрифах, повлиявших на сложение славянской народной картины мира, передаётся в частности, миф о сотворении мира, где земля держится на воде, вода — на камне, камень — на четырёх китах, киты — на огненной реке, та — на вселенском огне, а огонь — на »железном дубе, посаженном прежде всего другого, и все корни его опираются на Божью силу» («Разумник», апокрифический текст 10 — 11 вв.). В «Легенде о крестном древе» пресвитера Иеремии (Болгария, 10 в.) Моисей сажает у источника дерево, «сплетенное» из трёх деревьев (ели, кедра и кипариса), — прообраз Троицы; из этого дерева, по многим пророчествам, должен быть сделан крест для распятия Христа. Соломон повелел срубить дерево, чтобы поместить в Храм, но оно не уместилось в Храме и было выставлено снаружи. Когда пришло время распятия, дерево распилили на три части, из нижней — корневой — сделали крест для Христа, установив его на Голгофе, где была погребена голова Адама: кровь Спасителя, излившись на голову, спасла душу первочеловека. Кипарис — крестное древо в русском фольклоре, всем деревьям отец, растущее на святых Сионских горах; к этому древу, согласно духовным стихам, выпадает Голубиная книга, повествующая об основах мироздания.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *