Миф: повествование, образ и имя

Мифологические образы этой ступени принадлежат к тому древнейшему уровню человеческого сознания, которому соответствует магическое отношение с миром((Этот тезис обоснован в классической работе Э. Б. Тайлора «Первобытная культура».)) Роль имени в магии общеизвестна. Суть магических операций, действий заключается в том, чтобы знать, «как обращаться» с той или иной мифологической сущностью, примеры их во множестве находятся в сказках («Жар-птицу бери, а клетку не тронь») и в мифологии (" не есть быков Гелиоса», «иметь волшебную траву moly, чтобы Кирка не навредила»((Нужно заметить, что антропоморфизм Кирки (как и Калипсо) в «Одиссее» чрезвычайно условен. Они предстают «прекрасными нимфами» — не более, чем Афина предстаёт Ментором или феакийской девой. Сущность их едва ли определена: гомеровское dia theaon, традиционно переводимое как «богиня богинь»,- кто это? И что значит, на языке мифа. гомеровское определение Кирки как «кознодейка»?))). Эти магико-мифологические акты и табу обладают своей собственной логикой, непонятной уже не только нам, но и современникам Гомера (когда бы он ни жил), ибо уходят корнями в глубочайшую, первобытную древность. Известно, что надо — вот так, а вот так — строго запрещено, но рациональных объяснений нет, а где они даются, там они очевидно вторичны. Классический пример этому — традиционные пифагорейские табу («не есть бобов») и их позднейшие рационалистические объяснения («потому что они похожи на человеческие зародыши»).

Эти магико-мифологические законы отражены в ритуале. Ритуал представляет собой комплекс актов, надлежащих для почитания той или иной мифологической сущности, актов строго определённых (кому приносится в жертву чёрная овца, а кому — супоросая свинья, где нельзя присутствовать женщинам, а где мужчинам, надевается ли венок и т.п.), но далеко не всегда объясняемых. Почему жертвоприношение Гераклу совершается с проклятиями, неизвестно Аполлодору, а почему Гераклом не клянутся под кровлей, не знает Плутарх,((Аполлодор, II,5, 11,II,7,7. Плутарх, Рим.вопр.28.)) но этого не знали и их далёкие предки. Для объяснения ритуала (причин установления его, деталей обряда, или места, или времени, или культового имени) излагается миф-рассказ, мифологическое повествование, мифологический сюжет((Происхождение мифа-рассказа и его отношение к обряду подробно исследованы О. М. Фрейденберг («Происхождение наррации» в работе «Образ и понятие», в: «Миф и литература древности», М. 1978). В этой части нашего рассуждения мы следуем выводам О. М. Фрейденберг. Новизна предложенного нами подхода заключается в вычленении трёх ступеней внутри мифа, установлении отношения их друг к другу и отношения ритуала к каждой из них.)).

Тaким образом, понятие «миф», как мы старались показать, складывается из мифологического имени, мифологического образа и мифологического повествования. Древнейшей и первичной мифологической структурой является имя. Имя отражается в образе (которому соответствует изображение) и в ритуале. Ритуал соответствует до-нарративному, образному мифу. Мифологическое повествование соответствует той стадии, когда древнейшая логика мифа (и древнейшего ритуала) забывается, и возникает нужда в переобъяснении становящегося непонятным обряда.

Мы предложили, разумеется, всего лишь логическую схему развития мифологических структур. Однако эта схема, разграничивающая в мифе имя, образ и повествование, позволяет, как нам представляется, выбраться из тупика описания мифа через ритуал и ритуала через миф. Миф как имя и образ древнее ритуала и порождают его. Миф как повествование младше ритуала и порождается им.

Конечно, у мифологического повествования есть и иные источники, например, возможно прямое эксплицирование мифологического имени (миф о пребывании Диониса в Нисе). Сами мифологические имена также очень различны, и особенно различна «мифологическая история» культовых эпитетов. Так, например, «Зевс Трофоний» представляет собой интеграцию в культ Зевса культа другой мифологической сущности («Трофония»), а «Зевс Ктесий» или «Зевс Фратрий» представляют аспекты Зевса в родовых и полисных культах, — но зато нет и мифа-рассказа, мифологического повествования о Зевсе — Фратрии. Однако специальное исследование мифологических имён должно стать предметом другой работы.

Опубликовано: "Литературное обозрение", № 3, 1995. С. 92 – 94.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *