Макошь

«Сносудец» — сонник, по которому разгадывают вещее значение снов. «Усряча» (позднее превратилась в «устряцю» — встречу) не представляет серьёзной загадки. В старых памятниках это «срешта» или «съряща»- слово, не имеющее связи с встречей, а обозначающее ворожбу, гадание, предопределение. Запрещалось «сряща смотрити от птиць», т. е. поступать в зависимости от того, которая из двух птиц первая подаст голос; предварительно нужно было загадать определённую птицу. «Веруем в волхвы, а ворожу… веруем в поткы… коли где хощемь пойти — которая переди пограет, то станем послушающе, правая или левая ли? Аще ны понграеть по нашей мысле, то мы к собе глаголем: добро ны потка си, добро ны кажеть…». Русской средневековой «сряще» соответствует сербская «среча», широко представленная в фольклоре. Среча — красивая девушка-пряха, прядущая нить человеческой судьбы. Она помогает людям в сельскохозяйственных делах: «среhном и петлови jajna носе» («у удачливого и петухи несутся»); помогает и в удалых забавах: «ако бог да среча jуначка». Антитезой срече является «несреча» — седая старуха с мутным взором. Несреча — тоже пряха, но прядёт она слишком тонкую, легко обрывающуюся нить («Hecpeчa танко преде»).


Рыбаков Б.А. Язычество древних славян

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *