Дух леса

В обходе своих лесных угодий вöрсу обычно сопровождала его собака, отличающаяся тем, что от ее лая не было эха. Если охотник, встретив во время промысла собаку вöрсы, скармливал ей кусок хлеба, она становилась его собственностью. Считалось, что такие собаки очень добычливые.

В сказочном фольклоре коми в отдельных быличках дочь Ена Йомапревратилась в злую лесную ведьму, поселилась в болоте и стала женой вöрсы. Она владела черной магией – могла снимать с себя скальп и искать вшей в волосах. Приняла смерть от богатыря Перы.*


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Николай Конаков, этнограф, с 1988 по 2001 год возглавлял отдел этнографии в ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН:

- Несмотря на явную мифологическую подоплеку, представления о лесных духах-хозяевах у коми были сугубо рациональными. Они были для промысловиков реальным гарантом соблюдения в лесу всех норм и правил. Например, в одном из фольклорных текстов речь идет о двух братьях, снимавших в охотничьей избушке шкурки с добытых белок. Один из них расхвастался, говоря, что он смог бы снять шкурки с любого количества белок. Тотчас из дымоволока непрерывным потоком посыпались белки и погребли под собой хвастуна, он едва не задохнулся. Также охотники верили, что если кто-либо возьмет из сложенных в хранилище чужих белок или рябчиков, сам в течение года не убьет ни штуки.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *