Лада

Мнение Брюкнера в 1913 году развил и Николай Гальковский: Доказано, — писал он, — что божества Лады не существует. Это — выдумка наших книжников более позднего времени. Откуда взялись новые боги Лада, Лель? Считаем, что в результате непонимания. Лада, лель-люли — это припевы песен. Лада имеет один корень со словами лад (согласие), ладит, лады. В „Слове о полку Игоревом“ ладо означает мужа. В современных великорусских песнях слово лада значит — жена, невеста. „Я ищу себя ладу милую“. Что касается Леля и Полеля, то мы думаем, что оба этих слова происходят от припева люли, а последний в форме „ай-люли“ мог возникнуть в результате искривления богослужебного слова „аллилуйя“. Неправильно усвоено на слух, это слово могло попасть и в светскую песню как припев [Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. — Т. ІІ: Древние слова и поучения, направленные против язычества в народе // Записки Имперского Московского археологического института. — М., 1913. — Т. 18. — С. 295]. Для меня самой достоверной все-таки выдается мысль, что от непонимания славянами-полуязычниками слова «аллилуйя» такие мифологические существа, как Лада или Лель, действительно могли возникнуть и объективно существовать во время позднего средневековья и раннемодерного времени на уровне так называемого «народного христианства» (в случае с Ладой это подтверждается и многими фольклорными источниками), а не лишь в воображении церковных хронистов. Серьезные сомнения может вызывать лишь отнесение таких персонажей к уровню богов. «Ранг» все-таки, по-видимому, у них был ниже — это уровень демонических существ (духов). Все это говорит о неуничтожимости процесса мифотворчества простонародным сознанием и в христианский период. Но рядом с этим шёл и параллельный процесс «кабинетного мифотворчества», когда священники или ученые-хронисты от непонимания ситуации в сфере народных верований или выдумывали богов (как в случае с Длугошевым — Yesza), или же простонародным верованием в силы природы приписывали статус богов. В советское время традицию Брюкнера и Гальковского продолжили развивать Николай Толстой и Юрий Лотман. Они считали, что боги Лель и Полель — это творение поздней «кабинетной мифологии» учёных, у давних славян их не было. По их мнению, названия этих богов происходят от песенного припева «аллилуйя», который часто употреблялся в христианском обряде. Десемантизированное и фонетическим образом видоизмененное «аллилуйя» и его модификации «люли-люли», «люли-люляшеньки», «hej, leluja», «ой, ляле, ляле» известны также и в виде припева к колядкам, веснушкам и обрядовым песням. [Славянские древности. Этнолингвистический словарь в пяти томах. — М.: Международные отношения, 1995. — Т. 1. — С. 100–102].

nazar_ukr

из комментариев http://community.livejournal.com/pagan_inquisit/21322.html

Огнеяр: на мой взгляд, это явная подгонка под желаемый результат, вкупе с обычным интеллигентским презрением к народу.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *