Крапива

Охранные и продуцирующие свойства Крапивы использовались в аграрных обрядах: в посевное зерно клали корень Крапивы, который после сева закапывали посреди поля (сербы). На гряды капусты сажали выкопанную с корнем Крапиву, приговаривая: Крапива червям, а капуста нам (Забайкалье). Чтобы никто не мог отобрать плодородие, чехи Моравии клали Крапиву в первую телегу навоза, вывозимого в поле. Крапивой украшали дежу, в которой замешивали обрядовые хлебы (Болгария).

Крапиву использовали в колдовстве и магии: её сжигали для отгона градовых туч; втыкали в одежду, в цепь очага, чтобы молния не ударила в дом. У сербов старая ведьма «посвящала» новую, ударяя её веником из Крапивы. На Юрьев день во время качания на качелях девочки ударяли взрослых девушек по ногам Крапивой, чтобы их «распалить» и чтобы они вышли замуж (македонцы).

(Конрад: В целом видно, что Крапива — растительный эквивалент Огня)

Негативная символика Крапивы отражена в поверьях: обильно разросшаяся Крапива осмыслялась как предвестие смерти, запустения, разрухи. В народных песнях запустелые дворы поросли крапивой, вдова сравнивается с сухой Крапивой. Представления о Крапиве как о растении «чужого», «дикого», «аномального» мира отразились в выражениях: найти в крапиве — родить внебрачного ребёнка; крапивница — мать внебрачного ребёнка, рус. крапива, крапивник — внебрачный ребёнок, подкидыш; прыгать в крапиву, скакать в крапиву — о прелюбодеянии, внебрачных связях.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *