Крапива

Крапива — растение, основное свойство которого — жечь, жалить, колоть (ср. названия: рус. жигучка, укр. жалива, бел. жигливка и т. п.) (Конрад: собственно, слово Крапива и означает «то, что оставляет мелкие пятна, крап»). В народной культуре играет роль оберега и отгонного средства; причисляется к «дьявольским» растениям, соотносимым с «чужим» миром; вместе с тем наделяется символикой плодородия.

Согласно легендам, Крапива произошла из проклятых или грешных людей либо выросла на месте их гибели. О Крапиве в народе говорили, что её посеял дьявол и она проклята Богом (украинцы).

У южных славян первую Крапиву ели для сохранения здоровья на весь год. В Боснии на Пасху причащались вином и хлебом (по-христиански), а потом Крапивой. У болгар и сербов, когда в Юрьев день первый раз ели Крапивы, произносили формулы отгона болезней и пожелания здоровья. В Страстную субботу болгары варили Крапиву и мазали крапивой крупный рогатый скот, чтобы он не бесновался.

Апотропейные свойства Крапивы широко использовались для защиты от болезней, порчи, нечистой силы, стихийных бедствий, несчастий. У южных славян в Юрьев день Крапиву клали на ночь под голову, украшали ею голову, опоясывались ею, хлестали себя и друг друга Крапивой; затыкали Крапиву в цепь очага, чтобы никогда не угас огонь и не опустел дом и т. п. В день Ивана долгого (1/14. VI) у русских водили хороводы, участники которых жгли друг друга Крапивой, желая избавиться от болезней.

Накануне Иванова или Духова дня в качестве оберега от ведьм, колдунов и другой нечистой силы раскладывали Крапиву на окнах, на порогах, вешали Крапиву на дверях домов; перед купанием в реке в воду бросали Крапиву для защиты от русалок (восточные славяне), держали в руках Крапиву как оберег от водяного (чехи); на Русальной неделе для охраны от русалок Крапиву зашивали в пояс (болгары); в окна домов бросали Крапиву с приговором: «Крапива в дом, а клоп вон» (Русский Север).

При первом выгоне стада на пастбище в день св. Георгия южные славяне перед ритуальным доением украшали зеленью и Крапивой загоны для овец, всю молочную посуду, белорусы процеживали молоко через пучок Крапивы, доили скот через венок из Крапивы, украинцы Закарпатья бросали Крапиву в подойник, чтобы овцы не болели», «чтобы скотине, как и крапиве, ничто не вредило. Для обилия молока, сметаны, масла крапивой кормили скот, натирали вымя коровам и овцам (сербы); горшки для молока, маслобойку мыли мочалкой, сделанной из Крапивы, после чего её сжигали, чтобы злой человек не похитил «спор» (К: удачу) (чехи, словаки). Для защиты скота от ведьм накануне дня Ивана Купалы Крапиву затыкали в щели скотных дворов; вешали коровам на лоб венки из Крапивы (поляки); переводили скот через кучу Крапивы (восточные славяне).

Охранные и продуцирующие свойства Крапивы использовались в аграрных обрядах: в посевное зерно клали корень Крапивы, который после сева закапывали посреди поля (сербы). На гряды капусты сажали выкопанную с корнем Крапиву, приговаривая: Крапива червям, а капуста нам (Забайкалье). Чтобы никто не мог отобрать плодородие, чехи Моравии клали Крапиву в первую телегу навоза, вывозимого в поле. Крапивой украшали дежу, в которой замешивали обрядовые хлебы (Болгария).

Крапиву использовали в колдовстве и магии: её сжигали для отгона градовых туч; втыкали в одежду, в цепь очага, чтобы молния не ударила в дом. У сербов старая ведьма «посвящала» новую, ударяя её веником из Крапивы. На Юрьев день во время качания на качелях девочки ударяли взрослых девушек по ногам Крапивой, чтобы их «распалить» и чтобы они вышли замуж (македонцы).

(Конрад: В целом видно, что Крапива — растительный эквивалент Огня)

Негативная символика Крапивы отражена в поверьях: обильно разросшаяся Крапива осмыслялась как предвестие смерти, запустения, разрухи. В народных песнях запустелые дворы поросли крапивой, вдова сравнивается с сухой Крапивой. Представления о Крапиве как о растении «чужого», «дикого», «аномального» мира отразились в выражениях: найти в крапиве — родить внебрачного ребёнка; крапивница — мать внебрачного ребёнка, рус. крапива, крапивник — внебрачный ребёнок, подкидыш; прыгать в крапиву, скакать в крапиву — о прелюбодеянии, внебрачных связях.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.