Колокольный звон

Колокол, колокольный звон — предмет христианского культа, получивший в народной культуре разнообразные ритуальные и магические функции. Колокола были заимствованы славянами из Европы в X—XIII вв. и вписались в круг сакральных символов славянской культуры.

В славянских преданиях, духовных стихах, а также в древнерусской литературе и летописных сказаниях одним из наиболее популярных мотивов о чудесных Колоколах был самозвон. Таким образом Колокола предупреждали людей о приближающейся беде или выражали своё отношение к тем или иным событиям истории. По польскому преданию, однажды сирота вытянула из реки маленький колокол, отнесла его в село и повесила в костёле. Вскоре она умерла, и некому было даже позвонить в память о ней. Тогда этот Колокол зазвонил сам, и звонил до тех пор, пока не разбился.

В легендах о затонувших Колоколах «провал» селения или церкви обычно мотивируется угрозой нападения врагов (иноверцев), которые могут осквернить или украсть святыню или реликвию (церковь, икону, книги, колокола); в других случаях «провал» описывается как своего рода наказание, результат Божьего проклятия, ниспосланного на людей за их грехи.

Ушедшие под воду или землю селение, церковь недоступны людям в обычное время, хотя жизнь там идёт своим чередом, не согласуясь с земной лишь во временных координатах (позже — раньше). В одну из праздничных ночей граница между мирами нарушаете и люди могут наблюдать жизнь этого города (церкви), слышать доносящиеся из-под земли или воды звуки этих селений, в том числе и колокольный звон. Человек, увидевший Колокол в воде или случайно наткнувшийся на него, пытается достать Колокол, но при этом нарушает некоторые правила поведения и потому ему не удаётся вытащить Колокол. По чешскому преданию, женщина, полоскавшая в реке белье, зацепила им Колокол, утонувший в реке около Старого Болеслава, и вытащила его наружу. Увидев Колокол, она так удивилась, что громко закричала, отчего Колокол сорвался ушёл в глубину.

Время, когда звонили Колокола, воспринималось как благоприятное для начала важных дел и хозяйственных работ, а также для многих ритуалов и магических актов. Большая их часть относилась к самому человеку и его здоровью, а также к сферам его деятельности — скотоводству, пчеловодству и садоводству. В Скопской котлине (обл. Македонии) в первый день Рождества Христова хозяин, заслышав удары колокола, трижды проводил скребницей по каждому животному, стоящему в хлеву, и давал им немного жита из решета, чтобы обеспечить приплод и здоровье скота, а хозяйка кормила в обруче кур зерном, чтобы в течение года вся домашняя птица была при доме и не разбредалась. На севере Словении под колокольный звон в Страстную субботу хозяйка слегка била коров берёзовым прутом, чтобы у них родились телята и было много молока, а также закармливала скот корнями, травами и цветами собранными в Страстной четверг, чтобы предохранить домашних животных болезней.

Особенно популярным среди праздничных звонов был пасхальный. На Пасху каждый человек мог подняться на колокольню и звонить в Колокол. У русских девушки в течение всей пасхальной недели собирались на колокольне, пели там песни, плясали, звонили в колокола, дети играли тут же с пасхальными яйцами и т. д. На Украине и в восточной Польше считалось, что пасхальный звон положительно влияет на рост гречихи, поэтому парни старались на Пасху первыми добежать до колокольни, будучи уверенными в том, что тогда в семье у них урожай гречихи будет больше всех.

Молчание Колокола маркировало «демоническое» время. В Польше широко известны поверья о том, что уж или жаба, в течение семи лет не слышавшие Колокольного Звона и звуков человеческой речи, превращаются в «смока» — дракона с семью головами, ногами, двумя хвостами и крыльями. Избегание Колокольного Звона было условием совершения магических ритуалов, подразумевающих вмешательство нечистой силы. Словенцы Штирии считали, что если в яме, находящейся в таком месте, где нет солнечных лучей и куда не доходит Колокольный Звон, сварить живого кота, то можно получить кость, обладающую способностью делать человека невидимым.

Молчание Колокола также отмечало время, когда на земле присутствовали души умерших, а местом их пребывания становилась пустующая по ночам церковь или колокольня: ср. былички о людях, оказавшихся вблизи церкви в поминальный день и наблюдавших службу мёртвых. Сербы Дубровника рассказывали о человеке, услышавшем ночью Колокольный Звон: он отправился в церковь якобы к заутрене, но обнаружил, что в церкви все не так, как обычно: у священника и у прихожан были лица без носа, а свеча, которую дали ему в руки, наутро оказалась костью мертвеца.

Более других сфер жизни с Колокольным Звоном была связана область смерти. Как только человек умирал, его родственники шли в церковь, чтобы заплатить за поминальный звон по умершему. Иногда в Колокол били и сами родственники. По умершей женщине обычно ударяли дважды, а смерть мужчины оглашалась тремя ударами. Если же покойник был богат, то звонить по нему могли и целый час. Существовали различные виды проводного звона. У далматинцев на острове Брач удары большого Колокол извещали о смерти мужчины, а малого — о смерти женщины.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *