Колесо

Колесо — утилитарный предмет, совмещающий в себе символику круга и движения; ассоциируется с вращением небесных светил; наделяется вредоносными признаками (как возможная ипостась ведьмы) и одновременно свойствами оберега.

Солярная символика Колеса проявляется в фольклоре, верованиях и народном орнаменте: ср. космогонические поверья о том, что солнце — это «большое колесо» (полес.); то солнце после своего захода превращается в Колесо и катится всю ночь под землей к востоку (рус.); а также популярный образ солнца как Колеса в восточнославянских обрядовых песнях (Колесом, колесом сонычко в гору йде). В украинских песнях солнце изображалось как Колесо, которое выше тыну стояло, много дива видало.

Другой ряд значений раскрывается в демонологических верованиях о Колесе как одной из ипостасей ведьм и колдунов либо как средстве передвижения нечистой силы: Ведьма превращается в колесо, в овцу, в чего хочешь. Колесо как-то катилось, а кто-то — хоп! — одну спицу и вырвал, а женщина (ведьма) вот без руки и осталась (Калужская обл.); Если увидишь на Купалу, як бежить колесо, дак взять и на веревку его и повесить, та ведьма и умре! (Черниговская обл.) По украинским житомирским поверьям, в купальском костре сжигались старые Колеса, метлы и бороны — для того, чтобы ведьма не могла на них ездить. Согласно южнорусским поверьям, ведьма преследует человека в Ивановскую ночь в виде катящегося по дороге Колеса, и если его проткнуть палкой, то наутро женщина-ведьма окажется пробитой колом. Чтобы распознать, кто в селе занимается колдовством, жители Орловской губ. в ночь накануне Петрова дня катали по улицам надетое на палку новое Колесо: считалось, что оно должно лопнуть возле дома, где живёт колдун. Кашубы тоже верили, что если возле чьего-то двора отскочит Колесо у едущей телеги, то именно там живёт ведьма. Для того, чтобы отогнать ведьму от хлебного поля и не дать ей отобрать, урожай, вечером накануне Ивана Купалы парни насаживали на кол старое Колесо, поджигали его и обходили вокруг ржаной нивы (Смоленская губ.).

У восточных славян был известен обычай катать Колесо по улицам села, приуроченный к Юрьеву дню (укр. карпат.), Иванову дню (бел., укр.), Петрову дню (ю.-рус.): старое тележное Колесо (либо колесо, сплетённое из веников, либо большой венок из зелени, резиновые покрышки и т. п.) зажигали и скатывали с горы вниз или катали его по селу; иногда устраивали на колесе сидение и катали на нем девушек. Такое катание Колеса приобретало значение оберега от нечистой силы. Например, на Гуцульщине зажжённые Колеса пускали с горы в Юрьев день как средство защиты против ведьм; белорусы Витебщины считали, что если на Купалу катать по улице Колесо, то это причиняет мучение местным ведьмам. В Полесье (Гомельская обл.) хозяева катали Колесо вокруг своего дома, чтобы защитить цыплят от коршуна, домашний скот — от диких зверей, а затем укрепляли это Колесо на высоком шесте и оставляли стоять до следующего Иванова дня.

На масленицу, на Ивана Купалу, в Петров день и др. праздники кое-где было принято устанавливать посреди села Колесо на высоком шесте; это сооружение соотносилось с универсальным у славян образом мирового дерева(либо выступало в роли обрядового деревца) и в то же время обозначало ритуальный центр празднества. Так, на Украине и в Белоруссии вокруг такого шеста с надетым на него Колесом устраивали купальские гулянья, игры и хороводы. В русских масленичных обрядах сверху на Колесо сажали ряженых «мужика» или «бабу с прялкой»; прикрепляли к Колесу знамя и в таком виде возили повозку по селу.

В хозяйственной и лечебной магии нередко практиковалось протаскивание предметов сквозь ступицу Колеса. Например, чтобы обезвредить вырванную со своего поля «завитку», её сначала протаскивали сквозь ступицу Колеса, а потом сжигали (полес.). При укусе змеи рану мыли водой, которую затем проливали через колёсное отверстие (рус.). Белорусы, чтобы обеспечить всхожесть семян, пересыпали их через ступицу Колеса.

В восточнославянских детских закличках, призванных сбить с пути летящих птиц, Колесо символизирует замкнутое круговое движение. У белорусов и украинцев такие заклички адресовались аистам, журавлям или гусям: Дядька бусел (т. е. аист), закружись колесом! Твои дети за лесом! или Колесом дорога!.

Негативная семантика Колеса проявляется в белорусских запретах, относящихся к невесте, наступать ногой на Колесо, садясь в телегу или сходя с неё, «иначе у молодой столько лет не будет детей, сколько спиц в колесе». Хозяева не позволяли собаке есть то сало, которым подмазывали тележные Колеса, иначе бы она заболела бешенством.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.