Кисель

Кисель— обрядовое блюдо, преимущественно поминального и жертвенного характера, распространенное у восточных славян и в восточных районах Польши и Словакии. Традиционный Кисель — это запаренная кипятком мука (овсяная, реже пшенная, пшеничная и др.), подслащенная и оставленная сбраживаться, или «кваситься», в тепле, затем процеженная и упаренная в печи. Ели Кисель холодным, разрезая ножом на куски, с медом, маслом или молоком.

Кисель считался обязательным блюдом на поминках наряду с кутьей и блинами. У русских поминальный Кисель варился особым образом: в заквашенный раствор муки втыкали пучок горящих лучин, а кипятили его с помощью горячих камней. Так же Кисель готовили и на Вознесение, веря, что Иисус вместе с опарой поднимается на небо. В русских волшебных сказках связь Киселя с миром мертвых отражена в сюжетах, где герой попадает на «тот свет» или в тридевятое царство и видит молочные реки с кисельными берегами.

Кисель варили в «родительские» субботы (у русских — перед масленицей, Дмитриевым и Троицыным днями, во вторник Фоминой недели); поляки — на Задушки.

На свадебном столе среди угощений также встречается Кисель (ср. выражение «толкут на кисель», которым называются пляски после свадебного угощения), хотя в других местах Киселя не подавали, считая его исключительно поминальным блюдом. В Новгородской губ. Кисель варили для новорожденного теленка, причем заквашивали его также с помощью горящих лучин. В Вологодской губ. Кисель подавали среди праздничных блюд на крестинах ребёнка.

Во многих великорусских областях овсяный Кисель варили в Чистый четверг перед Пасхой. Его ставили за окно, выносили на ночь на крыльцо, относили рано утром в огород, оставляя его там или выливая на землю, залезали с чашкой Киселя на крышу.При этом говорили, что «кормят» Мороз, приглашали его на угощение, чтобы он не повредил урожаю: Мороз, Мороз, не морозь (вар.: не побей. — М.В.) мой овес, иди кисель поешь. Иногда Кисель оставляли до пасхальной трапезы, например в Московской губ. Мороз закликали, когда разговлялись или во время пасхального обеда: хозяйка ставила Кисель на подпольное окошко или выходила с ним на улицу; также закликали Мороз в открытую печную трубу. На ритуальное угощение киселем приглашали диких зверей. В Калужской губ. в Чистый четверг ребятишки ходили с Киселем в овин «зверей кликать». См. Приглашение.Такое же закликание Мороза и диких зверей исполнялось у русских в кануны Рождества и Нового года, когда, выставляя Кисель на улицу, просили Мороз «не клевать» овес. Белорусы также подавали овсяный Кисель на ужин в Сочельник. Поляки ставили клюквенный или овсяный Кисель на балке под потолком, а потом ели его в начале рождественского ужина.

Во время поста (в полночь перед днем св. Власия) угощали Киселем домового(рус.). Белорусы накануне Благовещения отмечали праздник комоедица, во время которого «угощали» Киселем медведя, чтобы умилостивить его и воспрепятствовать ему портить посевы овса. Местами готовили Кисель в Юрьев день (бел.).

В некоторых деревнях Олонецкого края Кисель варили в четверг на Троицкой неделе, который называли Киселев день. Его праздновали в память о том, как женщины якобы обливали врагов-грабителей горячим овсяным Киселем. Овсяным Киселем русские отмечали также день Натальи - овсянщы (8.IX), когда в одних местах начинали, а в других заканчивали уборку овса.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.