Хорс

Хорос, Хорс – бог солнечного диска. Отметим, что почитание отдельно солнца как планеты и солнечного света, встречается у многих народов. Так, у этрусков бог солнечного диска – Усил, а света – бог Каве; у древних греков солнечный диск – Гелиос, а свет солнца – Аполлон; у русичей бог солнечного света Дажьдьбог, а бог солнечного диска – Хорс.

Культ тяготеет к степной и лесо-степной зоне славянских земель, имя этого бога упомянуто в русских летописях пантеоне кн. Владимира, в апокрифе “Хождение Богородицы по мукам”, в ППЯ "О идолах Владимировых", “Память и похвала Владимиру” и житии “блаженного Володимера”, “Слове некоего Христолюбца”, “Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом”, поминается он в “Беседе трех святителей”.

"Слово о полку Игореве" свидетельствует о некоем ночном пути Хорса, ибо Всеслав рыскал в образе волка именно ночью:

"Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хорсови волком путь прерыскаше".

"Слово и откровение святых апостолов":

в прелъстъ великоу не внидят мняще богы многы пероуна и хорса дыя и трояна и инiи мнози ибо яко то человецы были суть старейшины пероунь в елинахъ, а хорсь въ Кипре, Троянь бяше царь в Риме.

... иные по оукранiамь молятся емоу проклятым болваном Переноу, Хорсоу, Мокши, виламь...(("Слово о покаянии" по списку XIV века согласно Словарю церковно-славянскаго языка А.Х.Востокова))

Приветствуя Хорса, славяне водили хороводы и строили ему Святилища –хоромины, хоромы. В православии ассоциируется с Георгием Победоносцем и как солярное божество должен быть всадником и змееборцем.

Немец Вундерер, путешествовавший по Руси позже 1581 года описал изображение Хорса близ Пскова((см. Морозкина Е. Щит и зодчий путеводитель по древнему Пскову . Псков.: "Отчина", 1994., стр. 36.)): Корс (т.е. Хорс), который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой - огненный луч. Надо отметить несомненно значительный труд исследователя из России Алексея Бычкова, который, привлек множество недоступных нам ранее западных источников((Фолльмер 1834, 1874 гг, Шлейзинг 1698 г, Вернер 1853 г)), похожим образом описывающих Хорса (и ряд иных славянских богов в позднем средневековье).

С именем Хорса, вероятно, связаны в русском языке такие слова: хорошо, хоругвь, хор, связанные с истинным порядком вещей (правью) и совместным делом. Хорс – бог миропорядка, связанного с ходом солнца. Хорс и Даждьбог соотносятся как греческие Гелиос и Аполлон. Бог Нави мог именоваться в противоположность ему Черным Хоросом, т.е тем же солнечным диском, но находящимся на ночной стороне мира. Образ восходит ко временам глубокой древности. Возможно, у сколотов это Коло-ксай (Солнце-царь) – сын Таргитая (кузнеца Сварога), и тогда бог Хорс – Сварожич.

Отметим, что корни “хоро”и “коло”семантически связываются с понятием круглого. Хоровод – круг из взявшихся за руки людей идущих по кругу, хоромы – круговая застройка, хоругвь – нечто объединяющее воинский круг. С корнем “коло”связаны такие круглые предметы, как колокол, колобок (круглый бок), кол, коловорот. Последнее понятие напрямую связано с изменением солнечных циклов.

День Хорса –воскресение, как и у Даждьбога, металл – червоное золото.


Гаврилов Д.А, Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.