Караваемкак даром Божьим благословляют молодых, разламывают у них над головой, встречают им новобрачных после венчания. На свадьбе Каравай ставят на стол перед молодыми (у русских, болгар), подвешивают над головой невесты (у сербов), выставляют перед переменой невесте головного убора (у поляков). У русских во время венчания невеста держит за пазухой две горбушки от обоих Караваев, которые молодые потом вместе съедают для скрепления брачного союза.
Центральным обрядовым действием с Караваем является его делёж — символическое деление общего блага на части и наделение каждого своей долей.К участию в дележе Каравая приглашают Бога, а при раздаче Каравая гостям — «раздаривании на мир Божий» — высказывают пожелание наделить «счастьем-долей». У белорусов и украинцев середину Каравая обычно дают молодым, нижнюю корку — музыкантам, а остальное раздают по старшинству гостями посторонним. У восточных славян во время брачной ночи Каравай часто находится в спальне новобрачных. У русских делёж и раздача Каравая бывают связаны с дефлорацией невесты: Каравай ломают после брачной ночи; в случае «честности» невесты гостям после брачной ночи подают курники, середину кулебяки наполняют рыбой (в противном случае оставляют пустой и затем посылают отцу невесты).
Иванов В.В., Топоров В.Н.Исследования в области славянских древностей. М., 1974. С. 243–258;
Топоров В.Н.Об одной мифоритуальной «коровье-бычьей» конструкции у восточных славян в сравнительно-историческом и типологическом контекстах // Славянские этюды. Сборник к юбилею С. М. Толстой. М., 1999. С. 491–532.
Добавить комментарий