Каравай

Караваемкак даром Божьим бла­гос­ловля­ют молодых, раз­ла­мыва­ют у них над головой, встречают им но­воб­рачных после венчания. На свадьбе Каравай ставят на стол перед молодыми (у русских, болгар), под­ве­шива­ют над головой невесты (у сербов), выс­тавля­ют перед переменой невесте головного убора (у поляков). У русских во время венчания невеста держит за пазухой две горбушки от обоих Караваев, которые молодые потом вместе съедают для скреп­ле­ния брачного союза.

Цент­раль­ным обрядовым действием с Караваем является его делёж — сим­во­личес­кое деление общего блага на части и наделение каждого своей долей.К участию в дележе Каравая приг­ла­ша­ют Бога, а при раздаче Каравая гостям — «раз­да­рива­нии на мир Божий» — выс­ка­зыва­ют пожелание наделить «счастьем-долей». У белорусов и украинцев середину Каравая обычно дают молодым, нижнюю корку — му­зыкан­там, а остальное раздают по стар­шинс­тву гостями пос­то­рон­ним. У восточных славян во время брачной ночи Каравай часто находится в спальне но­воб­рачных. У русских делёж и раздача Каравая бывают связаны с деф­ло­раци­ей невесты: Каравай ломают после брачной ночи; в случае «честности» невесты гостям после брачной ночи подают курники, середину кулебяки наполняют рыбой (в противном случае оставляют пустой и затем посылают отцу невесты).

Иванов В.В., Топоров В.Н.Исс­ле­дова­ния в области сла­вянс­ких древ­ностей. М., 1974. С. 243–258;

Топоров В.Н.Об одной ми­фори­ту­аль­ной «коровье-бычьей» конс­трук­ции у восточных славян в срав­ни­тель­но-ис­то­ричес­ком и ти­поло­гичес­ком кон­текс­тах // Сла­вянс­кие этюды. Сборник к юбилею С. М. Толстой. М., 1999. С. 491–532.


Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *