Имя:
Пароль:
 
 
 
 
Каженник
Календарь Народный
Камень
Капище
Капуста
Каравай
Караконджул
Карачун
Карлики
Касьян
Качели
Каша
Квас
Кигачи
Кизил
Кий
Кикимора
Кисель
Китеж
Китоврас
Клад
Кладбище
Клен
Клетник
Кликуши
Ключ
Кни-Бни
Коза
Коитус
Колдун
Колесо
Колодезники
Колодец
Колокол
Колокольный мертвец
Колтун
Кольцо
Колюка-трава
Колючий
Коляда
Колядование
Конопля
Конь
Кормление
Корова
Коровья смерть
Корс
Коршун
Косари
Космогонические Мифы
Костер
Кости
Кострома
Кострубонька
Кошачья кость
Кошка
Кошка земляная
Кощей
Крёстные Родители
Кража
Крак
Крапива
Красная горка
Красный Угол
Крест
Крещение
Крив
Кровь
Крот
Круг
Крупеничка
Крыша
Кузнец
Кузьма и Демьян
Кукер
Кукиш
Кукушка
Купало
Купание
Курбан
Курдуши
Куриный Бог
Кутья
 

А.Л.Топорков

Куриный Бог — у русских название ритуального предмета, оберега домашней птицы. Роль Куриного Бога могли выполнять камешки со сквозными отверстиями, горшок, кринка или глиняный рукомойник без дна, горлышко от разбитого кувшина, изношенный лапоть и др. Обычно их помещали в курятнике около насеста или над ним, под стрехами хлевов, вешали на кол во дворе и г. д. Делали это, чтобы куры хорошо неслись и были целы, чтобы домовой и кикимора не пугали, не давили и не воровали их.

Название Куриный Бог образовано, по-видимому, по аналогии со “скотий бог” (как характеризуется Велес в древнерусских текстах)— оберег скота; функции того и другого оберега могли выполнять одни и те же предметы. В Нижегородской губернии горлышки от разбитых кувшинов вешали в курятниках и под стрехами домов, полагая, что это помешает домовому и щипать кур, и мучить скот. “Курьими богами” называли и святых Кузьму и Демьяна — покровителей кур. В Ярославской губернии “куричьим богом” именовали старый горшок, который помещали на высоком шесте в том месте двора, где находятся насесты: “В горшке селится дух, покровительствующий курам”. Характерно, что камню, осмысляемому как Куриный Бог, мог придаваться антропоморфный вид: он напоминал голову с глазами, ушами, носом и просверленными ноздрями.

Для различных предметов, воплощающих собой Куриного Бога, характерна необычная форма, а также то, что они помещались на высокое, видное место; это должно было сразу привлечь взгляд постороннего человека, вызвать его удивление и тем самым уберечь хозяйство от сглаза. Значимо также, что роль Куриного Бога выполняли предметы старые, поломанные, вышедшие из употребления; они традиционно связывались с культом мертвых. Другая устойчивая деталь — сквозное отверстие у камешка, отбитое дно у сосуда позволяет усматривать в Курином Боге женский эротический символ, что соответствует одной из ею функций — способствовать плодоносности кур.

Горшок или кувшин вывешивались на высоком шесте над двором или просто на заборе как охранительное средство от хищных птиц, а кое-где и от дождя. Они как бы покрывали сверху хозяйство, делая его недоступным для проникновения извне. Старые лапти вывешивали связками на скотном дворе или у входа в дом для того, чтобы уберечь скотину от сглаза.

Камешек с отверстием, именуемый «Куриный Бог», применялся и в народной медицине. В Тамбовской губернии при зубной боли человек обращался к ворожейке, а та вела его в курятник, шептала там что-то Куриному Богу и затем шесть раз крестообразно прикладывала его к щеке.

Лит.:

Зеленин Д.К. Магические функции примитивных орудий // Изв. АН СССР. Отделение обществ, наук. 1931, №6;

Успенский Б.А.  Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982.

А.Л.Топорков