Религиозно-языческое значение избы славянина

Таким религиозным значением избы легко объясняется славянское гостеприимство. Всякий странник, гость, вошедший под кров избы славянина, вступал под защиту очага. Нанести ему обиду — значило нарушить уважение к святыне избы, этого первоначального храма. Даже враг, преступник, прибежавший к очагу((Все другие объяснения славянского гостеприимства - добродушием, желанием узнать новые сведения от бывшего человека и проч. - ничего не объясняют. Любопытно, что о гостях гадают по горящим в печи дровам.)), оставался   неприкосновенным, потому что пролить кровь в избе представлялось самым ужасным грехом. У горцев враг-убийца, случайно зашедший под кров обиженного им рода, принимается с обычным почетом, несмотря на то, что долг требует кровавой мести; но когда он оставит гостеприимный кров — вдали от избы, его настигает пуля местника.

При дальнейшем развитии язычества, когда начался антропоморфизм, очаг олицетворился в дедушку-домового, которого народ представляет себе так: домовой((Другие названия: домовник, постень, лизун, в Сибири - суседко, в Архангельске - хозяинушка.)) любит принимать разные виды; но обыкновенно он является плотным, не очень рослым стариком, в коротком смуром зипуне или синем кафтане, с алым поясом — иногда же в одной рубахе; у него порядочная седая борода; волосы острижены в скобу, но косматы и застилают лицо; голос суровый и глухой; он любит браниться и употребляет при этом выражения чисто народные. Кто в этом изображении не узнает типа русского мужика? Миф, воплощаясь в образ, следовал живой действительности и до сих пор остался ей верен. Самое название домового уже показывает, что это пенат-охранитель дома, каким в первоначальной форме являлся очаг. Оттого в каждом доме и бане, на каждой мельнице и винокурне непременно есть свой домовой. Тождество домового с очагом доказывается многими дошедшими до нас поверьями и обрядами; кроме того, характеристические черты их религиозно-языческого значения одинаковы. При переходе в другой дом хозяева, призывая домового на новоселье, берут из печи старого своего жилья горячие уголья и переносят их на новый очаг. Представления, нераздельные с очагом, должны были необходимо перейти на домового, как на его персонификацию. Так, домовой главным образом живет под или за печкою, куда кладут для него маленькие хлебцы, домовой любит высекать огонь; он не боится мороза и потому ходит без шапки. Увидеть домового в шапке — самый худой и печальный знак. Если домовой давит, то чувствуешь, как на все тело налегает что-то жаркое Наконец, видимая связь домового с очагом высказывается в том поверье, что домовой чаще всего принимает вид трубочиста((У финнов домовой представляется белой кошкой или белой женщиной, которая освящает собою всю избу... по поверьяю литовцев, домовой, будучи оскорблен, зажигает дом.)). Как все божества света и тепла представлялись у славян покрытыми шерстью (руном)((Шерсть сохраняет теплоту.)), так и домовой. Народ верил, что домовой весь оброс мягким пушком; даже   ладони и подошвы у него мохнатые; только лицо около глаз и носа нагое. Мохнатые подошвы его обозначаются зимою по следу; а ладонью домовой гладит по ночам спящих, которые чувствуют, как шерстит его рука. Если домовой гладит мягкою и теплою рукою, то предвещает счастье и богатство, а если холодной и щетинистой — то быть худу((Сличите: если петух поет вечером в необыкновенное время, то надо снять его с нести и ощупать ноги: теплые ноги - к гостям, холодные - к покойнику.)). С таким представлением домового косматым находится в связи следующее поверье: кто хочет  видеть домового, тот может видеть его на Пасху в коровнике или хлеве, где он сидит в углу притаившись.

Как представителя стихии света и тепла домового языческое верование сблизило с петухом. Петух — птица, приветствующая восход солнца; своим напевом она как бы призывает это животворящее светило и прогоняет нечистую силу мрака, ночи. По крику петуха простой народ считает время и заключает о ведре и непогоде. Слово куром (творительный от кур — петух) в летописях употребляется для означении того раннего времени, когда запевают петухи. В Малороссии кочета называют певнем, потому что пение (крик) его народ считает за самый существенный признак((В одной народной песне сказано:

Ах, вы петухи, петухи,
Петухи рано-певчие,
Вы пойте поутро рано,
На заре рано на утренней,
На всходимом красном солнышке.

)). В языческой религиозной системе петух признавался птицею солнца и очага, как земного представителя солнечной теплоты и света. Что петух был символом очага, его атрибутом - ясно свидетельствуют некоторые народные пословицы и загадки, эти сохранившиеся обломки древнего мифического языка. Загадка: Красный кочеток по нашестке бежит - означает огонь; загадка: Красненький петушок по жердочке скачет - означает горящую лучину; загадка: Пивекь спива поки з заранья, а дали спыть, аж потие — означает печку, очаг. Ясно, что слова кочет, петух, певень служили метафорическим обозначением огня, печи, очага. Основанием такому обозначению послужило древнейшее языческое верование. У скандинавов петух также считался символом огня, на что указывает старинная датская поговорка о пожаре: Красный петух на кровле пост. У нас существует весьма знаменательная поговорка: И петух на своем пепелище храбрится (на своем пепелище и курица гребет). Здесь прямо высказана тесная связь петуха с пепелищем((Если у кур искривляются от болезни шеи, то, по поверью, вертит у них шеи домовой. В мифологиях других народов петух почитается выше всех животных, потому что первый восхваляет Бога, то есть восходящее солнце; когда петух перестанет петь - тогда наступит Страшный суд, потому что голос петуха уже не вызовет солнца и вселенною овладеет нечистая сила вечной тьмы)), под которым разумеется изба и очаг; сравните: огонь - огнище, пепел—пепелище. Теперь становится вполне понятным, почему домовой нисколько не стесняется петушиным криком, которого так боится вся нечистая сила((Постель мертвеца, тотчас по смерти его, выносят в курник на три дня для отпевания петухов: пение петуха, прогоняющее нечистую силу, отстраняет зловредное влияние смерти (очищает).)).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.