Иван Дурак

ИВАН-ДУРАК — носитель особой речи, в которой, помимо загадок, прибауток, шуток, отмечены фрагменты, где нарушаются или фонетические, или семантические принципы обычной речи, или даже нечто, напоминающее заумь: ср. «бессмыслицы», «нелепицы», языковые парадоксы, основанные, в частности, на игре омонимами и синонимами, многозначности и многореферентности слова и т. п. (так, убийство змеи копьем ИВАН — ДУРАК описывает как встречу со злом, которое он злом и ударил, «зло от зла умерло»).

Показательно сознательное отношение к загадке: ИВАН-ДУРАК не стал загадывать царевне — отгадчице третьей загадки, но, собрав всех, загадал, как царевна не умела отгадывать загадки, т. е. загадал «загадку о загадке». Таким образом, ИВАН-ДУРАК русских сказок выступает как носитель особой разновидности «поэтической» речи, известной по многим примерам из древних индоевропейских мифопоэтических традиций.

ИВАН-ДУРАК связан в сюжете с некоей критической ситуацией, завершаемой праздником (победа над врагом и женитьба), в котором он главный участник. Несмотря на сугубо бытовую окраску ряда сказок о нем, бесспорны следы важных связей ИВАНА-ДУРАКА с космологической символикой, на фоне которой он сам может быть понят как своего рода «первочеловек», соотносимый с мировым деревом и его атрибутами; ср. концовку сказки, где ИВАН — ДУРАК добыл «свинку золотую щетинку с двенадцатью поросятами и ветку с золотой сосны, что растёт за тридевять земель, в тридесятом царстве, а ветки на ней серебряные, и на тех ветках сидят птицы райские, поют песни царские; да подле сосны стоят два колодца с живою водою и мертвою».

Иногда в связи с деревом выступает ещё один характерный мотив: в его ветвях ИВАН-ДУРАК пасет своего коня (ср. распространённый мотив «конь у мирового дерева» или «конь мирового дерева»). Алогичность ИВАНА-ДУРАКА, его отказ от «ума», причастность его к особой «заумной» (соответственно — поэтической) речи напоминает ведущие характеристики юродивых, явления, получившего особое развитие в русской духовной традиции. «Юродивость» характеризует и ИВАНА — ДУРАКА в ряде сказок.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986;

Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.