Иван Дурак

Иван Дурак
Иван Дурак

Иван-дурак, Иванушка-дурачок — мифологизированный персонаж русских волшебных сказок. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов практического разума, но опирающегося на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но в конечном счёте приносящих успех (существуют сказки, где ИВАН-ДУРАК — пассивный персонаж, которому просто везет); ср. также образ Емели — дурака, другого «удачника» русских сказок.

Социальный статус ИВАНА-ДУРАКА обычно низкий: он крестьянский сын или просто сын старика и старухи, или старухи-вдовы (иногда он царский сын, но «неумный» или просто дурак; иногда купеческий сын, но эти варианты не являются основными). Нередко подчёркивается бедность, которая вынуждает ИВАНА-ДУРАКА идти в люди, наниматься «в службу». Но в большей части сказок ущербность ИВАНА-ДУРАКА — не в бедности, а в лишённости разума, наконец, в том, что он последний, третий, самый младший брат, чаще всего устранённый от каких-либо «полезных» дел. Целые дни ИВАНА-ДУРАКА лежит на печи (ср. Иван Запечный, Запечник), ловит мух, плюет в потолок или сморкается, иногда он копается бесцельно в золе (Иван Попялов — см. Попел); если ИВАНА-ДУРАКА призывают к полезной деятельности, то только для того, чтобы сбросить с себя собственные обязанности: так, старшие братья, которые должны ночью сторожить поле от воров, посылают вместо себя ИВАНА — ДУРАКА, а сами остаются дома и спят. В сказке, где ИВАН-ДУРАК — купеческий сын, он ведёт беспутный образ жизни, пропадая по кабакам.

Существенно противопоставление ИВАНА-ДУРАКА его старшим братьям (чаще всего выступающим без имён): они делают нечто полезное (иногда, обычно косвенно, указывается, что старший брат пахал землю, а средний пас скот), тогда как ИВАН-ДУРАК или ничего не делает, или делает заведомо бесполезные, бессмысленные (иногда антиэстетические, эпатирующие других) вещи, или же выступает как заменитель своих братьев, нередко неудачный, за это его просто бьют, пытаются утопить в реке и т. п. Ср. ритуальное битье и поношение дураков, например во время средневековых «праздников дураков».

Он не женат в отличие от братьев и, следовательно, имеет потенциальный статус жениха. Место среди ИВАНА-ДУРАКА братьев напоминает место «третьего», младшего брата типа Ивана — Третьего (Третьяка) или Ивана Царевича.

Обычная завязка сказок об ИВАНЕ-ДУРАКЕ — поручение ему охранять ночью могилу умершего отца или поле (гороховое) от воров или некоторые другие обязанности (например, снести братьям в поле еду и т. II.). Иногда он выполняет эти поручения в соответствии с ею «глупостью» крайне неудачно; кормит клёцками свою собственную тень; выдирает глаза овцам, чтобы они не разбежались; выставляет стол на дорогу, чтобы он сам шёл домой (на том основании, что у него четыре ножки, как у лошади); надевает шапки на горшки, чтобы им не было холодно; солит реку, чтобы напоить лошадь, и т. п., набирает мухоморов вместо хороших грибов и т. д.; в других случаях он применяет правильные по своей сути знания в несоответствующей ситуации: танцует и радуется при виде похорон, плачет на свадьбе и т. п. Но в других случаях ИВАН-ДУРАК правильно выполняет порученное задание, и за это он получает вознаграждение (мёртвый отец в благодарность за охрану его могилы даёт ИВАНУ — ДУРАКУ «Сивку-бурку, вещую каурку», копье, палицу боевую, меч- кладенец; пойманный ИВАНОМ — ДУРАКОМ вор даёт ему чудесную дудочку и т. п.).

В третьем варианте поступки ИВАНА-ДУРАКА кажутся бессмысленными и бесполезными, но в дальнейшем раскрывается их смысл: отправившись служить, чтобы выбраться из нужды, ИВАН — ДУРАК отказывается при расчёте от денег и просит разрешения взять с собой щенка и котенка, которые спасают ему потом жизнь; увидев горящую в костре змею, ИВАН-ДУРАК освобождает ее из пламени, а она превращается в красную девицу, с помощью которой он получает волшебный перстень о двенадцати винтах (благодаря ему он преодолевает все трудности, а красная девица становится его женой). С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «неуму» ИВАН-ДУРАК успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу, становится Иваном Царевичем, т. е. приобретает то, что является прерогативой и привилегией других социальных функций — производительной и военной.

Возможно, ИВАН-ДУРАК достигает всего этого благодаря тому, что он воплощает первую (по Ж. Дюмезилю) магико — юридическую функцию, связанную не столько с делом, сколько со словом, с жреческими обязанностями. ИВАН-ДУРАК единственный из братьев, кто говорит в сказке (двое других всегда молчат), при этом предсказывает будущее, толкует то, что непонятно другим: его предсказания и толкования не принимаются окружающими, потому что они неожиданны, парадоксальны и всегда направлены против «здравого смысла» (как и его поступки). ИВАН-ДУРАК загадывает и отгадывает загадки, т. е. делает то, чем занимается во многих традициях жрец во время ритуала, приуроченного к основному годовому празднику. ИВАН-ДУРАК является поэтом и музыкантом; в сказках подчёркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах, заставляющих плясать стадо. Благодаря поэтическому таланту ИВАН-ДУРАК приобретает богатство.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.