Иван Царевич

ИВАН ЦАРЕВИЧ, Иван Королевич — мифологизированный образ главного героя русских народных сказок. Его деяния — образец достижения наивысшего успеха. Универсальность образа ИВАН ЦАРЕВИЧ в том, что он — «Иван», т. е. любой человек, не имеющий каких-либо сверхъестественных исходных преимуществ; одновременно «Иван» есть «первочеловек», основатель культурной традиции, демиург в том смысле, что совершенные им деяния как бы приравниваются по значению к космологическим актам, непосредственно продолжают их на человеческом уровне, образуют социальную структуру человеческого общества и задают как высший социальный статус, так и правила его достижения.

Всеобщий характер парадигмы, определяемой образцом ИВАНА ЦАРЕВИЧА, вытекает из того, что герой в этой функции практически всегда «Иван» и что большинство других сказочных героев тоже «Иваны» — с уточняющими характеристиками или без них, ср.: Иван, Иванушка, Ивашка, Иваныч, Иван Богатырь. Иван бурлак. Иван крестьянский сын, Иван солдатский сын, Иван девкин сын, Иван гостиный сын, Иван-Дурак, Иван Несчастный, Иван Бессчастный, Иван голый, Иван — вор, Иван Горох, Ивашка белая рубашка, Ивашко Запечник и т. п. (ср. Иваны солдатские дети).

Особый интерес представляют Иваны, объединяющие в своём имени (а в значительной степени и в своём образе) человеческое и животное, ср. Иван Сученко, Иван Быкович, Иван Коровий сын, Иван Кобылий сын, Ивашко Медведко. Одни из этих «Иванов» выступают как действующие лица в тех же сюжетах, где участвует и ИВАН ЦАРЕВИЧ, то как его спутники — помощники, то как его явные или тайный недоброжелатели, другие оказывается ипостасями ИВАНА ЦАРЕВИЧА, особенно Иван-Дурак. Нередко экспозиция сказки об ИВАНЕ ЦАРЕВИЧЕ строится так: у родителей (царя и царицы, крестьян и т. п. или без каких-либо уточнений) было три сына, двое было умных, а третий — дурак (не умный, не очень умный и т. п.): Иван-Дурак может быть царевичем уже по рождению или становится им по достигнутому им новому и более высокому статусу (Иван крестьянский сын).

В начале сказки ИВАН ЦАРЕВИЧ оказывается в худшем (менее привилегированном, более сложном или опасном) положении, чем все или, точнее, чем другие, которые предназначены для решения той задачи, которую, в конце концов, выполняют не они, а ИВАН ЦАРЕВИЧ. Это «худшее» положение состоит в том, что если ИВАН ЦАРЕВИЧ царский сын, то последний, третий (Иван третий), самый младший, которому предпочитаются старшие его братья. Ущербность ИВАНА ЦАРЕВИЧА часто подчёркивается тем, что он дурак (иногда немой), который делает все невпопад. Когда ИВАН ЦАРЕВИЧ — крестьянский сын, то при наличии «природных» царевичей он как бы не имеет с самого начала прав на то, чтобы стать царевичем.

Кроме того, положение ИВАНА ЦАРЕВИЧА в начале сказки более всего осложняется исходной «недостачей»: ИВАН ЦАРЕВИЧ или наказывается родителями и изгоняется из дому за какой-то поступок или обязан — по повелению извне или по собственному долгу — выполнять некую опасную и сложную задачу, в любом случае связанную с риском и геройством, что вызывает прохождение ИВАНА ЦАРЕВИЧА через такие испытания, которые и делают его достойным статуса «царевича».

Мифопоэтический смысл сказок об ИВАНЕ ЦАРЕВИЧЕ кроется в этих испытаниях (ср. инициацию, которую В. Я. Пропп считал ритуальной основой для формирования волшебной сказки). Удача возможна только в крайнем случае, когда ИВАН ЦАРЕВИЧ готов к смерти, когда он фактически оказывается в ее царстве, но делая там единственно правильные ходы (благодаря собственным высоким качествам — смелости, силе, храбрости, наблюдательности и т. п. или внимательности к полезным советам), находит выход из нижнего мира и возвращается к жизни преображённым. В основе этою контакта со смертью и достижения через него «новой» жизни, связанной с обладанием высшими ценностями, лежит та же схема, что и в «основном» мифе о битве громовержца (см. Перун) со змеевидным противником, и в этом смысле сказка об ИВАНЕ ЦАРЕВИЧЕ продолжает этот миф в трансформированном виде и обнаруживает свою максимальную мифологичность именно в эпизодах, связанных с пребыванием в подземном царстве.

В целях ликвидации «недостачи» ИВАН ЦАРЕВИЧ отправляется на поиски исчезнувшей (похищенной) царевны или царицы; ею нередко сопровождают два старших брата (или два встреченных по пути спутника), которые оказываются мнимыми помощниками; когда путешественники приходят к яме, провалу, дыре, колодцу, пещере и т. п. и ИВАН ЦАРЕВИЧ спускается по верёвке вниз, его братья (спутники) предательски обрывают верёвку — сразу же или в конце, когда ИВАН ЦАРЕВИЧ, выполнив задачу, хочет вернуться на землю. ИВАН ЦАРЕВИЧ оказывается покинутым: он одинок, и теперь он может надеяться только на себя. В нижнем царстве (иногда оно делится на три царства — медное, серебряное, золотое) он обнаруживает царевну (или трёх царевен), вступает в смертный бой с прилетевшим внезапно Змеем (часто огненным), пленившим царевну (царевен); он отсекает ему три головы (иногда последовательно три, шесть, девять или двенадцать), освобождает царевну; при этом сам ИВАН ЦАРЕВИЧ близок к смерти или даже оказывается убитым, но возрождается с помощью «живой» воды, приобретает силу благодаря «сильной» воде и, наоборот, лишает Змея его мощи, вынудив его хитростью отведать «бессильной» воды. В заключение ИВАН ЦАРЕВИЧ выбирается из подземного царства с помощью данного ему волшебного яйца (или трёх яиц), в которое «скатывается» царство, или высокого дерева, орла, выносящего его на землю, и т. п.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.