Илья Муромец

Илья Муромец. Реконструкция по методу Герасимова
Илья Муромец (Чоботок). Реконструкция по методу Герасимова

Илья Муромец, Илья Муровец. Илья Мурович. Илья Муравлении. Илья Моровленин, Ильюша, Ильюшка, Ильюшёнька. Ильюшунька, Илюха, Илёйко, Илеюшка, Елёика, Илья Иванович, Илья сын Иванович, Илья свет Иванович, Илья Иванов сын и др. — мифологизированный образ главного героя — богатыря русского былинного эпоса. Многие сюжеты, связанные с Ильёй Муромцем, соединяются, контаминируются и складываются в былинный цикл. Он возглавляет всех русских богатырей и выступает как главный в троице наиболее знаменитых героев — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Именно он совершил наибольшее количество подвигов, что и даёт ему право представительствовать за все русское богатырство и выступать от его имени перед князем Владимиром Красное Солнышко. В нем подчёркиваются сила, мужество, верность, надёжность, трезвость, мудрость, опытность, справедливость, конструктивность многих его действий и даже известное миролюбие. Он один побивает всех врагов; его подвиги — предостережение против набегов на Киев.

Основной эпитет Ильи Муромца в былинах «старый», «старой» (изображение седобородым стариком, едущим по полю на белом коне носит явно поздний характер) подчёркивает отнюдь не возраст, а исходит из древнего значения — «сильнейший», «мудрейший» (К: ср. стрый, старь(царь)).

Жизненный путь Ильи Муромца проработан в былинах наиболее подробно, вплоть до мифологизирования смерти (в ряде вариантов Ильи Муромца найдя клад и отдав ею князю Владимиру, монастырям и церквам, сиротам, удаляется в киевские пещеры в »каменных горах» и там «окаменевает», как и другие богатыри).

В своей подвижнической жизни (на заставе богатырской, в чистом поле и в темных лесах по пути в Киев, в самом Киеве или Чернигове, на Святых горах) Илья Муромец выступает или в одиночку. или в сообществе с другими богатырями. Родственные связи оттеснены, хотя изредка упоминаются родители Ильи Муромца (Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна) и даже его жена (баба Златыгорка); исключение составляют только дети Ильи Муромца — сын (Сокольник. Сокольничек, Подсокольничек) или дочь (поляница), с которыми связан особый сюжет — бой отца с сыном (или с дочерью), выступающим как незнакомый отцу богатырь — «нахвальщик» (ср. иранского Рустама и т. п.); в ходе поединка Илья Муромец одолевает сына (или дочь) и собирается его убить, но в последний момент происходит узнавание; богатыри расходятся, но вскоре сын (или дочь) возвращается с тем, чтобы отомстить отцу за мать; победа на стороне Ильи Муромца, убивающего противника.

О «добогатырском» периоде жизни Ильи Муромца повествуют былины, посвящённые его исцелению и двухэтапному получению силы. Родившись в городе Муроме, в селе Карачарове (по наиболее хрестоматийной версии), в крестьянской семье, Илья Муромец от рождения «без рук, без ног», и поэтому он тридцать лет сидел сиднем на печи. Недуг был чудесно излечен. В отсутствие родителей приходят «две калики перехожие» (калики, убогие) и просят Илью Муромца отворить ворота; он ссылается на свою болезнь, но, когда его попросили второй раз, выставал Илья на резвы ноги и впустил калик в дом. Они дают ему чару питьица медвяного или просят принести ключевой воды и выпить ее; следствием было то, что богатырско его сердце разгорелось… и он услышал во себе силушку великую. Калики предрекают Илье Муромцу богатырские деяния и то, что смерть ему «на бою не писана», тем не менее они предостерегают его от боя со Святогором, Самсоном- богатырём, с родом Микуловым (Микулы Селяниновича) и с Вольгой Сеславичем (Волхом).

После ухода калик Илья Муромец идёт на отцовское поле, прогоняет с него скот, огораживает поле. На коне отправляется он в Киев ко двору князя Владимира.

В чистом поле или на Святых горах он встречается со Святогором; происходит взаимная демонстрация силы, и оказывается — Святогор сильнее. Оба богатыря становятся крестовыми братьями, разъезжают по Святым горам, останавливаются у Святогора, где его жена безуспешно пытается соблазнить Илью Муромца. Умирая, Святогор передаёт Илье Муромцу часть своей силу. Получив эту «вторую» силу, Илья Муромец становится подлинным богатырём.

Первый подвиг был совершён им во время первой поездки в Киев, когда Илья Муромец побеждает Соловья — разбойника. Ни змеиный шип, ни звериный рёв не испугали Илью Муромца, калёной стрелой он поражает Соловья в правый глаз привязывает его к седельной луке и везёт в Киев. Просьбы жены Соловья отпустить её мужа остаются втуне. Удивившись, что все Соловьи «во единой лик», и услышав, что Соловей женит своих детей между собой, чтобы «Соловейкин род не переводился», Илья «прирубил у Соловья всех детушек». По пути в Киев он совершает и другие подвиги — очищает от вражеской «силушки великой» Чернигов, мостит мосты через реку Смородину. При дворе князя Владимира Илья Муромец показывает Соловья, заставляя eго шипеть по-змеиному, реветь по-звериному. После этого он убивает Соловья.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.