Илья

Илья - в ветхозаветных преданиях пророк; в народной традиции восточных славян - повелитель грома и дождя, персонаж, от которого зависит плодородие и урожай. День памяти Ильи-пророка — 20.VII.

Ветхозаветные мотивы, связывающие Илью с небесным огнем и животворными дождями, вознесение Ильи на небо в огненной колеснице, а также многочисленные апокрифические тексты и лубочные картинки способствовали тому, что культ Ильи и посвященный ему праздник оказались причастны к области народной метеорологии. “Ильинские” церкви были местом совершения крестных ходов, особенно в засуху. Во многих преданиях Илье-пророку приписывалось создание родников и ручьев (вода), не замерзающих зимой (так называемых “гремячих”). По поверью, они возникли от удара огненных (громовых) стрел Ильи о камень или от удара копыта его коня. В Ильин день в различных местах совершались молебны в церквах и часовнях, посвященных Илье. Илья распоряжался громом и молниями (ср. “Илья грозы держит”), поэтому, услышав гром, крестьяне говорили: Илья великий гудитИлья-пророк, по небу на колеснице ездит; день памяти Ильи-пророка назывался “громовым” праздником и т.п.

Опасаясь гнева Ильи, способного наслать на поля, где еще не собран урожай, страшные грозы с проливными дождями, а также поджечь скошенное сено, в Ильин день ни в коем случае не работали и жестоко наказывали тех, кто не подчинялся этому требованию (например, выпрягали лошадей из телег, на которых вывозили сено, а конскую сбрую несли в кабак и сообща пропивали). В русских легендах Илья-пророк предстает строгим и немилосердным, жестоко карающим крестьян за непочтительное отношение к его празднику (антиподом Ильи, заступником в таких случаях выступает обычно св. Никола).

Владение небесными стихиями, и прежде всего — громом, тесно связано с другой не менее существенной для мифологического облика Ильи-пророка функцией — змееборческой. Огненные стрелы Ильи, согласно поверьям, направлены прежде всего против гадов и нечистой силы. На Украине, например, считали, что в Ильин день “гады всюду ходят”, отчего не выпускали в поле скот. Выходящих в этот день на волю “гадов” избивали палками, а также держали наготове ружья, чтобы не допустить их приближения к жилью. Согласно другим верованиям, в “гадов” в этот день обращались черти и другая нечистая сила, которая таким образом скрывалась от преследований Ильи-пророка. Нечистая сила пряталась также в домах, храмах, на межах, укрывалась под шляпками ядовитых грибов и т.п., превращалась в собак и кошек, которых в этот день не пускали в дом. Погружаясь в воду, черти превращались в рыб, поэтому рыболовы не ели пойманную в грозу рыбу, если у нее были красные глаза. Гневом Ильи объясняли не только сильные грозы в Ильин день, но и, например, грозы и бури, случавшиеся в ночь на Ивана Купалу.

С карающей функцией Ильи связаны многочисленные запреты, относящиеся как к самому Ильину дню, так и те, которые вообще регламентируют поведение человека во время грозы: нельзя прятаться в воде и под деревом, стоять на межах и дорогах, где прячутся демоны, громко петь и кричать, чтобы черти не вселились в человека через открытый рот, и т. п.

В восточнославянских заговорахгромы и молнии”, “черные тучи”, “огненная пелена”, насылаемые Ильей, способны уничтожить те силы, которые пагубно воздействуют на человека (болезни, змею, укусившую человека, ведьму, напустившую на него порчу, и т. п.).

В народных преданиях и верованиях Илья-пророк дублирует некоторые мифологические и обрядовые функции св. Георгия (ср. мотивы змееборчества, освобождения водного источника, связь с конем и др.). К этим общим мотивам принадлежит и покровительство диким зверям и охоте. Считалось, в частности. что в Ильин день открываются норы и дикие звери получают волю, поэтому этот день был особенно опасен для скота. Вместе с тем именно с Ильина дня начинался кое-где сезон охоты на волков.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *