Горыня

Андрей Клименко «Дубыня»

Андрей Клименко «Дубыня»

Эти богатыри — не духи - покровители соответствующих объектов (гора, дуб, река), а нарушители их естественных функций: они срывают горы, вырывают дубы, запирают течение рек. Антропоморфические черты этих богатырей слабы и оттеснены хтоническими: гора, дубы (лес) и река(вода) являются местом их обитания. Горыня связывается с горой как препятствием на пути, помехой, нарушающей ровность воздвижением вверх. Дубыня (связанный с дубом в силу народно-этимологического осмысления) мог некогда быть связан с другим нарушением ровности, порядка — с провалом на пути, помехой, находящейся внизу и так же, как и в случае Горыни, относящейся к земле (куда он запихивает дуб). Имя Усыни также должно быть расценено как результат народно-этимологического переосмысления. Поскольку слово «усы» является метонимическим переносом названия плеча («ус» из индоевроп. *oms-), Усыня сопоставим с образом дракона или змея, запруживающего воды своими “плечами”. Змеиная природа Усыни непосредственно проявляется в сказке, где действует птица Усыня змей о 12 головах» («сам с ноготь,борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат» — ср. мотив ширины плеч). Иногда упоминается булава или дубина Усыни при том, что этим оружием громовержец Перун поражает Змея.Таким образом, прототипами трех богатырей можно считать хтонических чудовищ, олицетворяющих косные и разрушительные силы нижнего мира — земли, воды и т.п.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *