Горшок

В Полесье широко распространено поверье о том, что в наказание за воровство горшков человек осужден на том свете носить ГОРШОК или черепки — в руках, на боку или в зубах: тому, кто крадет посуду, в ином мире закроют глаза черепком или ему придется пролезть сквозь ГОРШОК.

Связью ГОРШКА с идеей смерти, возможно, обусловлена и их связь с темой сна и бессонницы. По украинским, чешским и моравским поверьям. если оставить ложки в ГОРШКЕ или миске, то ночью будет мучить бессонница. Чтобы хорошо спалось, у чехов и мораван советовали перевернуть горшки на стол или на полку.

Архаический характер имеет и закапывание горшков. По сведениям так называемого “Каталога магии Рудольфа” (середина 13 в.), в новых домах закапывали в разных углах дома, в том числе и за печью, горшки, наполненные разными предметами в честь “домашних богов”. На территории Польши, Чехии, Словакии, России и др., по археологическим данным, был широко распространен обычай закапывать под фундаментом дома, а также в ямах во дворе и в саду ГОРШКИ и другую посуду с различной пищей,— по-видимому остатками обрядовых трапез. В Вятской губернии закапывали в землю или топили ГОРШОК с остатками курицы - “троецыплятницы”.

На Украине девушки закапывали ГОРШОК с кашей на месте, где собиралась деревенская “улица”, чтобы туда притянуло парней. Закапывание ГОРШКА с медом или вареной пшеницей в доме или на пасеке широко практиковалось в пчеловодческой обрядности украинцев.

В поверьях ГОРШОК и другие сосуды связаны с атмосферными осадками и небесными светилами. У украинцев, русских и поляков ведьмам приписывается способность красть с неба месяц, звезды, а также росу и дождь и прятать их в ГОРШКАХ или кувшинах. По украинским поверьям, ведьма крадет с неба Венеру и прячет ее под новым ГОРШКОМ, чем вызывает длительную засуху. В Курской губернии затмения объясняли тем, что ведьмы снимают солнце, луну и звезды и прячут их в кувшины. В Житомирской обл., если не было видно луны или звезд, говорили, что их «ведьма в ГОРШОК взяла».

Суковатая жердь с горшками. Люблинское воеводство, Польша
Суковатая жердь с горшками. Люблинское воеводство, Польша

В Белоруссии и в Польше ГОРШОК, повешенный на забор, должен был уберечь кур от ястребов. В Покутье битый ГОРШОК или старая одежда и шапка, надетые на палку, призваны был защитить посевы не только от воробьев, но и от сглаза. В Вятской губернии в Великий четверг до восхода солнца хозяйка дома, нагая, бежала со старым ГОРШКОМ в руках на огород и опрокидывала его на кол, где он и оставался в течение всего лета; считалось, что он предохраняет кур от хищных птиц.

Отбитое горло кувшина, ГОРШОК без дна служат у русских воплощением куриного бога.

ГОРШОК, кувшин и др. сосуды широко использовались в народной медицине, в магических обрядах и гадания. У белорусов, украинцев, поляков, мораван сажали летучую мышь в просверленный новый ГОРШОК и закапывали его в муравейник; косточки от ее скелета впоследствии использовали в любовной магии. Согласно украинскому сборнику суеверий 1776 г., если посадить в ГОРШОК или кувшин жабу и поставить в муравейник, то среди ее костей можно найти камешек, способный исцелить укушенное насекомыми место. Болгары клали в новый ГОРШОК вещи и волосы человек который находится далеко от дома и пекли ГОРШОК в печи, чтобы человек затосковал и вернулся обратно.

У русских и белорусов при переходе на новоселье использовали для того, чтобы перевезти домового на новое место. Русские переносили в ГОРШКЕ жар из старого дома, приглашали “дедушку ” домового в новую избу там высыпали угли в печь, а сам ГОРШОК разбивали и ночью закапывали черепки под передний угол.

Топорков А.Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX— начала XX в. М., 1990. Вып. 2.


Славянская мифология: энциклопедический словарь