Гадания

Гадания (ворожба, загадывание; загадки) - магические действия, направленные на узнавание будущей судьбы конкретного человека или всего коллектива. Смысл гадания - приоткрывание завесы между настоящим и будущим - обусловливает приуроченность самой гадательной акции к периодам, которые в традиционном сознании воспринимаются как временные рубежи. Большая часть гаданий у русских приходилась на Святки, поскольку в крестьянском календаре этот период осмыслялся как начало нового этапа в сельскохозяйственной деятельности, основным ориентиром которой были процессы роста и затухания солнца.

Святочные гадания являлись самостоятельными действами, изолированными от других обрядов, совершаемых в период от Рождества до Крещения

Отдельные виды гаданий, являвшиеся частью святочного комплекса, проводились в другие дни зимнего периода от Покрова Богородицы до Святок: на день Параскевы Пятницы, Введения, на день мученика Меркурия и св. Екатерины (24 ноября/7декабря), Знаменья (27 ноября/10 декабря.), Варвары Великомученицы (4 / 17 декабря), на Николин день - Николу Зимнего, на день памяти Анания, Азария и Мисаила (17 /30 декабря).

В рамках весенне-летнего периода гадания совершались на праздники Сороков, Благовещения, Средокрестия, кумишного воскресения (второго или третьего после Пасхи - см. Завивание берез), Вознесения, Егорьева дня, Семика, Троицы, Духова дня, Николина дня - Николы Вешнего, Ивана Купала, Петрова дня. Весенне-летние гадания, в отличие от святочных, нередко являлись составной частью того или иного обряда; причем они могли быть не обязательным, а факультативным элементом ритуала.

Структура большинства гаданий, относящихся к обоим сезонным циклам, - едина; различие составляет материал, с помощью которого производились действия, направленные на узнавание судьбы. Если в зимнее время, особенно в Святки, таким материалом были самые разнообразные предметы: украшения, детали одежды и убранства дома (зеркала, полотенца, скатерти и др.), кухонная утварь, орудия и предметы женского труда (веретено, кудель, мутовка и ) и т.п., то в весенне-летних гаданиях использовали преимущественно растения (травы, цветы, венки, ветки деревьев, веники).

И растения, и многие предметы в ситуации гадания выступали в роли магических посредников между человеком и потусторонним миром, в котором, по народным представлениям, была известна судьба каждого. Если посредническая функция растений прозрачна и закономерна, так как корнями они уходят в подземное пространство, осмысляемое в традиционной культуре как потустороннее, то предметы домашнего обихода избирались как посредники соответственно их символическому значению в сложившихся мифопоэтических представлениях, в которых реальное назначение предметов уходило на второй план или стиралось вовсе (зерно - урожай; полотенце - дорога; кольцо - человек, его владелец; блюдо с кольцами - вместилище судеб всех людей и т.д.).

По способу узнавания судьбы гадания условно можно разделить на две группы: гадания-истолкования и гадания-колдовство. Первая группа тяготеет к такому явлению традиционной культуры как примета, механизмом которой является установление взаимосвязи между настоящим и будущим. Гадания-истолкования основаны на приметах, не зависящих от человека, а лишь трактуемых им с помощью многолетних наблюдений за природой. Гадания второй группы по оформлению действий близки к колдовству, предполагающему непосредственный контакт человека с потусторонними силами. В этом плане позиция человека в гаданиях-истолкованиях может быть определена как статичная, пассивная, созерцательная; тогда как вступление в контакт с "иным" миром в гаданиях-колдовстве требует активных действий человека, обострения всех чувств, позволяющих ориентироваться в ситуации.

Но и в тех, и в других способах гадания человеку необходимо было создать условия, при которых действия гадающего происходили бы в нужном месте и в нужное время, то есть в той пространственно-временной точке, в которой возможны прорыв и контакт между противостоящими "мирами" и настоящим и будущим. Так, помимо приуроченности гадания к дням, имеющим в традиции значение рубежей, внутри суток для него избиралось время, которое, по народным представлениям, являлось моментом наивысшей активности потусторонних сил, их проникаемости в мир людей и, соответственно, - опасное для человека. Это полночь и полдень ("после утрени", "во время обедни"), связанные с понятием "границы" и "перехода".


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *