Гадание

I. Способы Гадания по внешним знамениям чрезвычайно разнообразны.

1) Метеорологическое Гадание, т. е. Гадание по небесным знамениям, — было сильно распространено у греков гомеровских времен. Гром, молния и ветер, радуга, комета, огненный метеор, огни, являющееся на мачтах кораблей, — все это были знамения Зевса, объявлявшие волю божества. У римлян метеорологические Гадания лежали на обязанности авгуров (см.). В Греции они усилились в византийском периоде, когда изобретены были Гадания по облакам и дождю. В Византии же появились особые руководства для метеорологических Гаданий (бронтологиа), которые перешли в Россию в виде "Громника", собранного царем Ираклием, "Молнияника и колядника пророка Ездры" и других отреченных книг, изданных Тихонравовым ("Памятники отреченной литературы", СПб., 1863) и Костомаровым (в "Памятниках старинной русской литературы", изданных графом Кушелевым-Безбородко, вып. III, СПб., 1862); все они — редакции южно-славянской, но недавно найден "Громник" южно-русской редакции (Мирон, в "Киевской Старине", 1892, № 3). Первые наставления о том, что делать и чего не делать в известные дни, находим уже в Святославовом сборнике 1075 г., где, напр., под 30-м апреля указано: "Репы не яждь. В настоящее время в России метеорологические Гадания существуют только в виде многочисленных примет, по которым гром или дождь в тот или другой день (напр., в Благовещенье) или при известных случаях (напр., в день венчания) предсказывает урожай, богатство, слезы.

2) Из Гаданий по неодушевленным предметам наиболее распространены Гадания по огню (эмпироманти,я или пиромантия) и, в частности, Гадание по кости лопатки (омоплатоскопия, или скапулимантия), которая кладется в огонь. По изменениям, вызванным действием огня на кость, гадают о будущем. Гадание это известно древним грекам, татарским племенам, индейцам Америки и поныне встречается в Англии. В Великороссии встречается Гадание по сырым лучинкам: ясно горит — долго жить, с искрами — будут болезни, потухнет — умрет гадающий. При Гадании по воде, вода часто отодвигается на второй план сравнительно с теми предметами, которые кладутся в воду — углями, кольцом, венком. Гадали посредством бросания в сосуд с водой разных предметов встречаются у африканских народов; они были известны и древним грекам, причем в Греции, как и ныне в России, соблюдались наговоры и обряды, сообщавшие воде силу прорицания. Греки и германцы гадали еще по журчанью ручьев, по гулу речных стремнин и водопадов. В Poccии девушки смотрят на святках в воду (иногда в прорубь), с надеждой увидеть в ней своих суженых. Прислушиваются к шуму воды на водяной мельнице и по нему заключают о будущем лете; по колебанию вод 10 августа судят о предстоящих осени и зиме. К Гаданиям на воде подходят Гадания по другим жидкостям — растопленному олову, воску, даже золоту, по выпущенному белку яиц; гадают по тому, какую форму принимает жидкость в холодной воде. Гадают на решете обычно в России, преимущественно для определения вора. Держат на одном пальце решето (в древней Греции его вешали на нитях) и произносят имена подозреваемых лиц. Решето понемногу поворачивается; на чьем имени оно остановится, тот и есть отыскиваемое лицо. Гадание это (коскиномантия) было обычной ордалией в средние века; оно поныне еще встречается в Англии, Германии, Аравии и у некоторых азиатских племен. Осложнением этого метода является Гадание с помощью волшебных палочек и прутиков. В сущности, здесь кроется принцип Гадания посредством жребия (клеромантия), разница только в том, что орудия клеромантии не одарены, подобно волшебным палочкам и другим предметам (напр., картам), магическими свойствами, зависящими от их формы и вещества. Принцип жребия лежит в основе Гадания по слову, случайно сказанному, или произнесенному имени — Гадания весьма распространенного в древней Греции, а в настоящее время в России, также во Франции. У нас девушки спрашивают встречных об имени, которое и есть имя суженого. Сюда же относится гадание по писанному слову, напр., по отдельным фразам, случайно найденным во вдохновенных книгах, каковыми для древних греков являлись поэтические произведения Гомера и Гезиода (рапсодомантия, библиомантия, см. соотв. статью). Один из видов рапсодомантии состоял в сочетании написанных предсказаний с игрой в кости. Подобный способ Гадания практиковался в городе Атталии в Памфилии. Уже в древней Греции зародились гадальные книги, которые были распространены в средние века и в старой Руси. На Руси гадали, например по "Гадальной книге пророка и царя Давида": это ряд коротеньких статеек с содержанием, заимствованным из евангельских или апокрифических рассказов, с иносказательным толкованием в интересах гадающего. В начале каждой статьи выставляются цифры, колеблясь в своих сочетаниях между 1, 1, 1 и 6, 6, 6. Очевидно — это указание на способ гадания тремя костями. Наши предки гадали еще по рафлям, которые были строго запрещены и ставились наряду с волхованием. Рафля — значит решетка, а также и рошпер (куря рафленое, т.е. жареное на poшпере; рафлить — линовать); отсюда и гадальные листы назывались рафлями, так как они были разделены, или разграфлены, на отделения, в которых, за номерами, показаны разные случаи и действия. На такой гадальный лист бросалось пшеничное или ячменное зерно; на каком изображении или притче оно остановится, то с гадающим в жизни сбудется. Образцы таких рафлей дошли до нашего времени в виде народных картинок, известных под названием Кола (колеса фортуны) и Случаев описания. В нынешнее столетии все эти листы заменены гадальной книжкой царя Соломона или Соломоновою головою. Ср. гр. Бобринский, "Jeu d'amour. Французская гадальная книжка Х V века" (СПб., 1886); Ровинский, "Русские народные картинки" (СПб, 1881); Губерти, "Гадальные карточки" ("Российская Библиография", 1881 г., № 15); Веселовский, "Гадальные книги на Западе и у нас" ("Вестн. Европы", 1886 г., № 4; автор указывает на то, что в гадальных книжках отражается настроение общества).

3) В числе Гадания по одушевленным предметам первое место занимает Гадание по птицам (орнитомантия). Оно встречается у первобытных народов и чрезвычайно развито было в классическом миpе, где греки подразделяли наблюдение на четыре отдела: полет, крик, посадку, действие. Римские авгуры довольствовались наблюдением полета и крика. Это Гадание известно было и в древней Руси, как о том свидетельствует послание новгородского архиепископа Геннадия. В настоящее время у нас обычно гадание курицами и петухами: как они клюют зерно, как подходят к нему, когда поют, как садятся, брошенные на землю, какого цвета курица попадется в руки ночью в курнике, и т. п. Менее распространены, хотя тоже общеизвестны, Гадание по действиям животных; в России, например, завязывают лошади глаза и сажают на нее девушку: в какую сторону повернет лошадь, в ту сторону девушка выйдет замуж. Непроизвольные движения человеческого тела (в особенности чихание), в которых первобытный ум усматривает прямое действие демонов, также служили средством Гадания. От греков до нас дошло даже руководство по этому предмету, составленное Мелампом для Птоломея. В числе древнерусских отреченных книг был "Трепетник" (изд. Пыпиным в "Архиве" Калачова 1860—61, кн. II), который заключает в себе предвещания по трепетанью разных частей тела: руки, ноги, глаза, уха, бровей и т. д. В настоящее время эти Гадания выродились в приметы. Строение одушевленных предметов также доставляло материал для Гаданий Первое место занимает здесь Гадани по внутренностям жертвенных животных (гиероскопия), которое было известно и грекам, но особое развитие получило в Риме, где содержались особые жрецы (haruspices), которыми могли быть только этруски. Предполагалось, что искусство это, изложенное в особых книгах (libri Tagetici, Etrusci), сообщено было этрускам Тагетом, внуком Юпитера. Гадание по внутренностям животных известно было в Перу при инках, весьма распространено и весьма сложно у малайцев, полинезийцев и у монгольских народов, встречается у болгар и у малороссов Екатеринославской губернии ("Сборник малорусских сказок и поверий" И. И. Манжуры, 1890). Гадание по строению человеческого тела (морфоскопия, или физиогномика), в особенности Гадание по строению руки (хиромантия), известно было халдеям и иудеям, процветало в древней Греции и Италии, поныне распространено в Индии и среди цыган и находит себе адептов даже среди интеллигентных людей. Хиромантию можно определить как искусство прочитать в руке предопределенную от рождения судьбу. Подобно Гаданию по непроизвольным движениям тела, хиромантия переплетается с астрологиeй и исходит из верования во влияние светил на отдельные части тела. Эпоха наибольшего процветания хиромантии в Европе — это XVI — XVIII века. Для изучения связи астрологии с хиромантией особенно ценна переведенная с арабского "Astrologia terrestris", соч. Abuhaly ben Omar (Фрейштадт, 1703). Еще в начале XVIII стол. в большей части немецких университетов существовали особые кафедры хиромантии. В новейшее время S. d'Argentigny ("La chirognomonie", Париж, 1843) и К. G.-Carus ("Ueber Grand und Bedeutung der verschiedenen Formen der Hand bei verscbiedenen Personen" (Штут., 1846) пытались установить научные основы хиромантии. Ср. J. Landsberg, "Der Handteller" (Позн., 1861); Богданович, "Мистические знаки руки и их значения " (СПб., 1891).

4) Математические Гадания исходят из особых таинственных свойств, приписываемых некоторым числам, главным образом 3, 7 и 9. Первое обязано своим значением чисто умозрительным соображениям, потому что в нем одновременно заключаются единство и двойственность, наименьшее нечетное и наименьшее четное число; второе соответствует семи планетам; наконец, 9 есть 3, возведенное в квадрат. Главнейший способ математического Гадания состоит в начертании имени лица числом, которое получается через сложение цифр, соответствующих отдельным буквам этого имени; число это делится на одну из вещих цифр и все толкование сосредоточивается на остатке. Математическое гадание вывезено Пифагором из Египта, процветало у арабов и евреев, а через Апокалипсис перешло к новым народам (см. Звериное число). От арабов перешел в Европу другой вид математического гадания (геомантия), стоящий в связи с астрологией: точки, случайно располагаемые на земле, образуют фигуры и группы, которым придают условное значение и ставят в связь с планетами. В сущности все перечисленные Гадания — ни что иное, как объективирование ассоциации идей. Весьма наглядно это проявляется в великорусском Гадании по лучинкам: потухший огонь влечет за собою мысль о смерти, и народ думает, что действительно есть связь между горением данной лучинки и жизнью данного лица. В этом же Гадании можно проследить и метод, лежащий в основе истолкования знамений: метод этот — символизм. В предсказании беды от унылого крика совы и в ожидании победы от стремительного полета коршуна несомненно отражается символизм, одинаково свойственный и первобытным племенам Азии, и высокоразвитым народам классического мира.


Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *