Имя:
Пароль:
 
 
 
 
Гадание
Гады
Гамаюн
Гарцуки
Гениталии
Георгий
Глаза
Глухота
Гнездо
Голова
Головосек
Голос
Гончар
Гора
Горгония
Горох
Горшок
Горыня
Гость
Грёза
Град
Градивнык
Гранат
Граница
Гребень
Греть Покойников
Грех
Грибы
Гриф
Гроб
Гром
Громислав
Громовник
Груша
Гумно
 

А.А.Плотникова

Гумно — площадка для молотьбы (ток) и помещение для хранения снопов; связано в ритуально-магической практике с обеспечением урожая и достатка. Как символ плодородия и богатства (ср. болг. харман — «гумно, ток», «большой урожай») Гумно соотносится с амбаром, ср. рус. пословицы: «Есть на гумне, будет и в суме», «Есть в амбаре, будет и в кармане». Пустое или оставленное Гумно связывается с нечистой силой; по польской пословице «из пустого гумна или сова, или дьявол вылетит».

Дата создания: 1821 г. - 1823 г.
Материал, техника: холст, масло
Тема этой картины подчеркнуто проста. Сюжета, в смысле какого-либо действия, в ней нет. Изображена внутренняя часть обширного помещичьего гумна с широко раскрытыми дверями, в которые вливается ровный и яркий дневной свет; в глубине видны телеги с лошадьми и вокруг них несколько работников.

На переднем плане справа - группа отдыхающих крестьян, слева - сидящая женщина, подвязывающая лапоть.

Художник изобразил здесь сцену, непосредственно взятую из живой действительности, и с тонкой наблюдательностью подчеркнул ряд характерных моментов. Правдиво и метко переданы типы крестьян, с безукоризненной точностью изображается вся обстановка гумна. Особенную живости и естественность придают картине мотивы освещения, внимательно изученные на натуре.
 Гумно

Ритуально-магические действия, совершаемые на Гумне, в основном относятся к жнивной и новогодней, отчасти весенней обрядности. В разных славянских регионах перед заполнением Гумна хлебом помещение кропили святой водой, расстилали в воротах Гумна полотенце, клали буханку хлеба и через нее перевозили снопы, чтобы старого хлеба всегда хватало, пока не сожнут новый. Чтобы обмолот хлеба прошел успешно, во время работы на Гумне соблюдали ряд запретов, например в Сербии, в Полесье нельзя было пить воду, т.к. считалось, что дождь намочит зерно; запрещалось есть, чтобы жито не поразила головня или мыши не съели зерно.

На Гумне совершали ритуальные действия, направленные на обеспечение урожая в наступающем году. На Рождество у сербов Боснии, Далмации, восточной Хорватии и Воеводины на Гумне устраивали символическую молотьбу с участием детей, которые изображали животных: кричали и топали, двигаясь по Гумну вокруг «стожера». У македонцев в зимние и весенние праздники на Гумне совершали ритуалы «кормления ветра», чтобы он дул летом при веянии зерна. В волынском Полесье рождественский ужин проходил на току: хозяин рисовал там большой круг, а в нем — крест, в круг ставили на холсте миску с кутьей, и все домочадцы на ужин «звали Мороз» с целью «задобрить» его. В Славонии под Новый год надевали хлеб на правый рог волу полазнику и гоняли животное по Гумну до тех пор, пока оно не сбрасывало хлеб; если вол оставлял на Гумне навоз, верили, что год будет плодородным.

Гумно — место обитания демонологических персонажей. У вост. славян это гуменник, гуменный (рус.), гуменник и гуменниха (бел.), а также овинник. Их старались ублажить и задобрить. В быличках гуменный хозяин предстает в разных обликах: человека в белом, старика, барана, журавля. В восточной Польше считали, что на Гумне может поселиться «злой» - черт, прилетающий с вихрем, тогда всех в доме ждут несчастья, потери в хозяйстве, смерть людей и т.д. У южных славян Гумно — место сбора преимущественно злых демонов: это крылатые змеи, вилы и особенно вештицы, которые, по сербским поверьям, собираются на оставленном, а также пустом, «подметенном» или «медном» Гумне. Прилетев на Гумно (голыми, верхом на ткацких навоях), вештицы танцуют и договариваются, кому причинить зло. Перед полетом они мажутся чудодейственным составом и приговаривают: «Не на колючки, не на кусты, а на пустое гумно».

У южных славян существуют различные топонимы, связанные с мотивом сбора демонических сил на Гумне. На черногорском побережье около г. Будвы ровная площадка на горе Спас, где собиралась молодежь, называется Вилино Гумно. На Вознесение девушки и парни танцевали там и пели песни, посвященные вилам.

А.А.Плотникова