Еда

На Руси ни в коем случае не позволялось ругать еду. Аще ли хто хулит мяса ядущая и питье пьющая в Закон Божии... да будет проклят ,— гласит древнерусский памятник "От апостольских заповедей" (рукопись 14 — 15 вв.). Вкусовые качества пищи, согласно "Домострою", зависят не только от мастерства стряпухи, но и от поведения участников трапезы. Если едят с благоговением и в молчании или ведя духовную беседу, то еда и питье бывают в сладость, а если похулят их, то они словно превращаются в отбросы. Нужно хвалить дар Божий и есть с благодарностью, тогда Бог пошлет благоухание и превратит горечь в сладость.

В традиционном быту за еду благодарили Бога, а не хозяйку. Если же гость обращал слова благодарности хозяевам, то те переадресовывали его к божественному подателю пищи: "Богу дякуйте!" (украинское). По словам пожилой женщины из Гомельской области, стадом заведуе сам Господь. После еды нужно говорить: Благодару Госпаду Богу / За хлеб и за соль, / За тваю миластыньку, / Што ты мне послал на стол.

Наиболее сакральной пищей у восточных славян считается хлеб. Представления о том, что он вмещает в себя счастье и благополучие дома, во многом определили правила обращения с хлебом во время еды.

Вторым по сакральности продуктом после хлеба у восточных славян была соль. Выражение "хлеб - соль" было обобщенным названием угощения. Приглашение на "хлеб - соль" являлось формулой приглашения на пир. Пришедшего в дом за каким-нибудь делом старались непременно попотчевать хлебом - солью, причем отказаться считалось чрезвычайно неприличным. По пословице, "от хлеба - соли и царь не отказывается".

Совместная ЕДА молодых в свадебном обряде, известная у многих славянских народов, знаменует собой их вступление в интимную связь. В русской традиции отчетливо прослеживается эротическая символика ЕДЫ. Во время свадьбы в Пинежском уезде Архангельской губернии молодым подносили кашу, которую невеста ела, накрывшись платком, "как бы стыдясь есть на виду": Потешно, что в каше, подаваемой в чашке молодым, делается на средине ложкою некоторое углубление, полное налитого масла; вот из него - то берет кашу молодой, сам ест и молодой подносит. По русским поверьям, есть вместе один кусок хлеба разрешается только мужу с женой или другим близким людям; если женщина доест хлеб за мужчиной, то он будет за ней бегать, а если мужчина за женщиной — то наоборот.

Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки Л. 1990 С.133—160.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.