Добрыня Никитич

Однако архаичная подоснова былины очевидна в тесной связи ДОБРЫНИ НИКИТИЧА с водной стихией, с речными струями, нырянием, норами, пещерами и другими образами низа. Почай, или Пучаиная, Пучай-река контаминирует в себе и историческую реку Почайну в Киеве, при устье которой происходило крещение киевлян, и образ пучины, дна как обозначения нижнего мира; в этом смысле характерен параллелизм Дуная и ДОБРЫНИ НИКИТИЧА и их участие в одном и том же сюжете: “речной” Дунай и связанный с рекой, водой (Почай, Смородина, Непра, Несей - река, Израй - река и т.п.) ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ оказываются как бы соприродными друг другу персонажами. Не случайно также и то, что имя Добрыня по форме близко к именам персонажей типа Горыня, Дубыня и Усыня, с одной стороны, и Перынь (см. Перун, ср. его змееборство), с другой, а корнем *dobr-/ *dеbr- к обозначению дна, низа, пучины в индоевропейских языках.

Поединок ДОБРЫНИ НИКИТИЧА со Змеем имеет некоторые параллели в других былинах, изображающих бой ДОБРЫНИ. Противниками героя в таких случаях выступают как принципиально враждебные и вредоносные существа типа Бабы Яги, поляницы, так и богатыри своего же круга (ср. бой ДОБРЫНИ НИКИТИЧА с Дунаем и примирение их с помощью Ильи Муромца и Алеши Поповича; бой с Ильёй Муромцем; бой с Алешей Поповичем, где примирение мотивирует отношение “крестового братства”, в которое вступают участники поединка).

Другой важный сюжет — ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ и Маринка (Марина, Марина Игнатьевна, от лат. ignis “огонь”, т.е. “огненная”, ср. Огненного Змея). Маринка не только женщина вольного поведения, принимающая у себя  Змея  Тугарина, но она “отравшица”, “зельница”, “кореньщица”. “чародейница” (см. Ведьма), изготовляющая приворотные зелья. срезающая следы с земли и сжигающая их с целью нанесения вреда; употребляющая колдовские чары и, в частности, обращающая людей в животных и сама умеющая оборачиваться сорокой, завлекает и Змея Тугарина, и ДОБРЫНЮ НИКИТИЧА к себе в дом, находящийся в дурном месте — Маринкином переулке, в татарской слободе. Подойдя к ее дому, ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ видит целующихся голубей у окошка (или даже целующихся Маринку и Змея). Он пускает в них стрелу, но или никого не убивает, или убивает Змея. Маринка заманивает к себе ДОБРЫНЮ и предлагает ему себя в жены. ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ удерживается от соблазна, но она пускает в ход колдовские чары (в одном из вариантов ей удается женить на себе ДОБРЫНЮ, но их венчание происходит не у алтаря, а в поле, вокруг ракитового куста).

Когда попытки Маринки кончаются неудачей, она превращает ДОБРЫНЮ в “гнедого тура ”. На помощь приходит мать ДОБРЫНИ НИКИТИЧА. Маринка оборачивается птицей, летит к ДОБРЫНЕ — туру и обещает вернуть ему человеческий облик, если он женится на ней. ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ соглашается с тем. чтобы, став снова человеком, жестоко казнить ее; в других вариантах мать ДОБРЫНИ НИКИТИЧА обращает Маринку в “кобылу водовозную”, “суку долгохвостую” или в сороку.

В сюжете о ДОБРЫНЕ НИКИТИЧЕ и Маринке также сочетаются архаические элементы (следы “треугольника” ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ — Маринка — Змей), змееборческие мотивы, магические действия и т.п. вплоть до самого имени Маринки с богатой мифопоэтической предысторией (ср. Марена. Морена, Мара и т.п.) и исторические реминисценции (ср. мифологизированный образ Марины Мнишек, с ее распутством, колдовскими чарами, способностью к оборотничеству: по преданию, она спаслась, также обернувшись, сорокой).

Еще один известный былинный сюжет рисует ДОБРЫНЮ НИКИТИЧА сватом, добывающим для князя Владимира невесту. На пиру Владимир описывает, какой должна быть его невеста. Богатырь Дунай Иванович указывает на Апраксу - королевишну, дочь литовского короля, как  носительницу соответствующих качеств. Вместе с ДОБРЫНЕЙ НИКИТИЧЕМ они добывают невесту князю. Добывание невесты родственником (старшим) жениха принадлежит к числу архаичных элементов былины; вместе с тем оно связано с историческим эпизодом, засвидетельствованным летописью, когда князь Владимир посылает Добрыню к Рогволоду в Полоцк просить его дочь стать невестой Владимира.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.